Oracle: прибыль в норме, продажи хромают
Корпорация Oracle 13 декабря представила свои финансовые результаты за второй квартал 2001 финансового года. Показатели квартальной прибыли совпали с ожиданиями аналитиков Уолл-Стрит, однако объем продаж резко сократился, особенно это коснулось программного обеспечения для управления базами данных большого объема. Называя этот квартал самым неудачным за последнее десятилетие, представители Oracle заявили, что в течение этого периода компания так и не смогла полностью оправиться от трагедии 11 сентября, случившейся спустя две недели после начала второго квартала. Oracle, второй по величине мировой поставщик ПО, объясняет 11-процентное падение продаж в этом отчетном периоде (завершившемся 30 ноября) по сравнению с аналогичным кварталом 2000 года негативным влиянием последствий террористических атак и общим ослаблением экономики.Суммарные поступления от продаж лицензий на программные продукты, один из главных показателей экономического здоровья компании, упали на 27% - гораздо сильнее, чем предполагалось. 80% лицензионных продаж Oracle приходится на системы управления базами данных. По словам аналитиков корпорации, они не ожидают быстрого роста бизнеса до тех пор, пока не произойдет возрождение мирового рынка.
"Несмотря на то, что у нас много конкурентных преимуществ, в настоящий момент мы являемся не более чем пленниками экономики", - заявил в интервью Джеф Хенли (Jeff Henley), финансовый директор Oracle. Однако на пресс-конференции с аналитиками г-н Хенли все же высказал надежду на некоторое улучшение ситуации в последующие месяцы. Что касается текущего квартала, тут г-н Хенли прогнозирует вялые прибыли и продолжающееся, но менее резкое, чем во втором квартале, падение продаж лицензий. В четвертом квартале, по его словам, прибыль в расчете на акцию возрастет на 2-3 цента по сравнению с показателем аналогичного периода 2000 года, составившим 15 центов на акцию.
Oracle в большей степени, чем ее конкуренты – к примеру, IBM и Microsoft, - полагалась на расцвет дот-комов, на которые в прошлом году пришлось 15% продаж корпорации в Северной Америке. В этом году Oracle приходится искать новые пути развития бизнеса и восполнять потери, вызванные спадом этого сектора рынка.
Во втором квартале 2001 финансового года прибыль Oracle составила $549 млн., или 10 центовна акцию, по сравнению с $623 млн. (11 центами на акцию) в аналогичном периоде прошлого года, что совпало с прогнозными оценками аналитиков из исследовательских компаний Thomson Financial/First Call. Доход Oracle упал на 11% - с $2,66 млрд. в 2000 году до $2,36 млрд. в этом. Аналитики прогнозировали доход в размере $2,5 млрд.
Объем продаж лицензий на программное обеспечение сократился до $803 млн., тогда как во втором квартале 2000 года он составлял $1,1 млрд. 27-процентное падение продаж превзошло ожидаемые 15%, относительно которых инвесторов вскоре после атак 11 сентября предупреждал Ларри Эллисон, исполнительный директор Oracle.
Ключевое направление бизнеса Oracle, рынок баз данных, сократилось во втором квартале до $1,11 млрд. по сравнению с $1,25 млрд. в аналогичном периоде 2000 года. В своем интервью г-н Хенли отметил, что Oracle могла бы воспринимать как должное свое лидерство в этом секторе рынка, тем не менее, по его словам, пользователи довольны новой версией СУБД Oracle, Oracle9i, объединившей все базовые технологии в полном, интегрированном решении для создания IT-инфраструктуры предприятия.
По словам г-на Эллисона, многие инвесторы задавали ему вопрос, удалось ли IBM и Microsoft отвоевать какую-то часть рыночной доли Oracle. Глава корпорации заверяет, что это не так, однако справедливо и обратное утверждение - Oracle не удалось потеснить конкурентов с занимаемых ими позиций. Корпорация Oracle является лидирующим поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения.