Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

От CRM-систем ждут возврата инвестиций

По последним прогнозам исследовательской компании IDC, объем мирового рынка CRM-приложений вырастет к 2008 году до $11,4 млрд., а его совокупные темпы годового роста (CAGR) в период с 2004 по 2008 гг. достигнут 8,9%. Лидирующее положение в данном секторе мирового ИТ-рынка по-прежнему занимает компания Siebel, хотя принадлежащая ей ниша несколько сократилась по сравнению с уровнем 2002 и 2001 гг. Упрочить свое положение на рынке CRM-приложений удалось и компании SAP — она уверенно занимает здесь 2-е место.
Как полагают в IDC, модные сейчас термины окупаемости инвестиций (ROI) и совокупной стоимости владения (TCO), наводнившие рынок, по-прежнему остаются жизненно важными финансовыми показателями, которыми руководствуются в компаниях, принимая решение о внедрении новой CRM-системы. По мнению аналитиков, именно на эти показатели должен делаться упор при позиционировании CRM-систем, причем со временем данные факторы не только не утратят свою значимость, но и, наоборот, станут еще более важными, отражая истинные потребности рынка.

По словам Мэри Уардли (Mary Wardley), вице-президента исследовательского подразделения IDC по рынку CRM, требования заказчиков к подобным системам изменились коренным образом: они уже не приобретают решения такого уровня, полагаясь лишь на голый оптимизм, а хотят удостовериться в том, что внедрение CRM-приложения окупится и положительно скажется на бизнесе. «К счастью, заказчики находят единомышленников в лице поставщиков решений, которые помогают им удовлетворить оба данных требования», — говорит г-жа Уардли.

Показатель ROI, по мнению аналитика РБК СОФТ Олега Грановского, является основным критерием при принятии решения о приобретении CRM и у нас. «Важно, что уже появились не умозрительные, а реальные примеры окупаемости инвестиций в CRM-системы, — продолжает г-н Грановский. — Так, в „Казкоммерцбанке“ после внедрения нашей компанией системы Siebel только в секторе обслуживания физических лиц годовой прирост дохода превысил 215% при 45% средних по отрасли».

Вопрос окупаемости инвестиций важен также и для продвижения аналитических CRM-приложений. По оценкам IDC, объем мирового рынка аналитических CRM-систем вырос в 2003 году на 12,7% и достиг $908,7 млн. IDC также отмечает усиление рыночной концентрации данного сектора — увеличение доли рынка, занимаемой пятью ведущими компаниями, до 44%. «Тенденция консолидации рынка в секторе CRM-аналитики объясняется не только быстрым ростом таких вендоров, как Siebel, SAS Institute и NetIQ, но также и быстрым ростом более мелких игроков, таких, как Coremetrics и DoubleClick», — говорит Роберт Блумстайн (Robert Blumstein), директор исследовательского подразделения IDC по рынку аналитических CRM-приложений.