Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Первый банк в СНГ отдал ИТ на полный аутсорсинг в IBM

За $200 млн IBM будет в течение 10 лет обслуживать ЦОДы, сети, банкоматы, ПО и пользователей украинского подразделения UniСredit Bank.

Корпорация IBM и «Укрсоцбанк», работающий с 2011 г. под торговой маркой UniСredit Bank, подписали договор, согласно которому обслуживание информационных систем банка переходит в ведение IBM.

Стоимость контракта, подписанного в декабре 2011 г. сроком на 10 лет, составила $200 млн. IBM будет отвечать за развитие и поддержку приложений и информационных систем «Укрсоцбанка», а также за управление ИТ-инфраструктурой банка, говорится в сообщении сторон.

«Укрсоцбанк» обслуживает более 2 млн клиентов и имеет 400 отделений по всей Украине. В 2008 г. банк вошел в группу компаний UniCredit.

За счет IBM «Укрсоцбанк» планирует повысить качество обслуживания клиентов, увеличить производительность и снизить операционные риски. «Передача на аутсорсинг комплекса ИТ-систем всего банка позволит нам сфокусироваться на ключевых бизнес-приоритетах», - отмечает Франческо Пузатери, руководитель подразделения глобальных банковских услуг «Укрсоцбанка».

Миграция и централизация ключевых банковских систем «Укрсоцбанка» уже состоялась, добавляет Пузатери. Пользуясь технологиями и опытом IBM, банк, по его мнению, сможет реорганизовать рабочий процесс в интересах развития бизнеса так, чтобы увеличить эффективность всех операций.

«Аутсорсинг всей ИТ-системы банка — это важный шаг на пути к реализации заявленной стратегии UniCredit Group с фокусом на ключевых бизнес-процессах и оптимизации издержек», - говорит Пузатери.

По условиям договора, IBM берет на себя управление и поддержку портфеля приложений «Укрсоцбанка», систем ЦОД, ИТ-сетей, парка банкоматов, а также поддержку конечных пользователей. В результате банк снизит свои затраты на осуществление операционных функций.

По словам Кирилла Корнильева, генерального директора IBM в России и СНГ, «перед нами — первый пример полного аутсорсинга в СНГ, который знаменует собой новую эру в предоставлении ИТ-услуг».

«Банки на всех растущих рынках находятся под сильнейшим давлением, находясь в постоянном поиске решений, которые позволили бы высвободить ресурсы, обеспечивающие операционную эффективность, и повысить качество обслуживания клиентов», - добавляет он.

Что думают российские банкиры?

Российский офис "Райффайзенбанка" готов передать обслуживание некоторых своих ИТ-систем на аутсорсинг, "но это зависит от конкретных систем и от модели сервиса конкретной компании", сообщил CNews Андрей Попов, заместитель руководителя дирекции банка, ответственный за информационные технологии.

Плюсами этой модели Попов считает гибкость, возможность оперативно нарастить или уменьшить объем и/или состав услуг и сервисов, относительную экономию по сравнению с использованием внутренних ресурсов. Среди минусов перечисляет необходимость построить дополнительные контуры для защиты данных, зависимость от надежности поставщика, отсутствие прямого влияния на сотрудников, предоставляющих сервис.

Директор департамента информационных технологий «Росгосстрах Банка» Дмитрий Горшков рассказал CNews, что у его банка есть функции, которые поддерживаются сторонними поставщиками услуг. За их счет решается ряд ИТ-задач, причем как по краткосрочным, так и по долгосрочным проектам. При этом, в банке, конечно, организована собственная служба информационных технологий.

В основном функции, выполняемые внешними подрядчиками, связаны с сервисным обслуживанием оборудования (поддержка серверного и сетового оборудования, IP-телефонии, систем видео-наблюдения, комплекса программного обеспечения), говорит Горшков.

«На наш взгляд, аутсорсинг выгоден возможностью снижения кадровых рисков. Из минусов же могу отметить высокую стоимость и зачастую недостаточное качество оказываемых услуг по данной схеме», - добавляет он.

Особенностью банковского ИТ-аутсорсинга Горшков называет то, что подразделения безопасности практически всегда занимают очень жесткую позицию относительно передачи какой-либо информации или средств обработки данных третьим лицам, пусть даже и партнерам, поставщикам услуги.

Еще одной особенностью ИТ-аутсорсинга в банках является очень высокая зависимость операционной деятельности банка от функционирования ИТ-системы. «Даже незначительные незапланированные перерывы в работе, например, сбой систем операционного дня, процессинга, могут стать причиной серьезного репутационного и финансового ущерба. Такие высокие требования к надежности работы ИТ выдвигают особенные требования к поставщику услуг аутсорсинга», - заключает ИТ-директор «Росгосстрах Банка».

Директор департамента информационных технологий банка "Стройкредит" Светлана Василькова говорит, что готова передавать на аутсорсинг отдельные направления, связанные с ИТ-поддержкой: "На аутсорсинге у нас находится поддержка программного обеспечения по кадровому учету, биржевые терминалы. В данный момент передаем на внешнее обслуживание поддержку инфраструктуры SWIFT. Кроме того, мы планируем пользоваться услугами внешнего центра обработки данных (ЦОД), а также передать на аутсорсинг техническое сопровождение офисов".

Основные плюсы внешнего обслуживания, по мнению ИТ-директора, заключаются в снижении расходов банка на содержание персонала (снижение ФОТ), привлечении квалифицированных специалистов с высоким уровнем экспертизы в конкретной области.

В то же время, поддержка основных банковских учетных систем (АБС, CRM) должна осуществляться силами сотрудников банка, считает Василькова: "Это правильно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения оперативности и гибкости при решении задач".

Альтернативный путь "Сбербанка"

Крупнейший российский банк "Сбербанк" в перспективе может до минимума сократить участие сторонних подрядчиков в собственной информатизации. Для этого банк уже создал компанию "Сбербанк-Технологии" (она займется разработкой и внедрением ПО) и заявил о намерении организовать компанию "Сбербанк-Сервис" (будет заниматься обслуживанием ИТ-инфраструктуры банка). Кроме того, не исключено, что обе ИТ-дочки "Сбербанка" со временем предложат услуги ИТ-аутсорсинга другим банкам.

Аналогичной позиции придерживаются в украинском "ПриватБанке". "ИТ - ключевая компетенция для банковского сектора, которую никак нельзя отдавать на аутсорсинг, - заявил CNews председатель правления "ПриватБанка" Александр Дубилет. - Сегодня банки должны быть технологическими компаниями. Топ-менеджеры банка обязаны глубоко понимать технологии, а некоторые наши топ-менеджеры с не техническим образованием сейчас проходят курсы по программированию на codecademy.com".

Александр Левашов