Петербургское метро нашпигуют камерами
Санкт-Петербургский метрополитен получит бюджетное финансирование на оборудование станций системами видеомониторинга. Общий объем проекта составит 228 млн. рублей. 18 станций поставят на видеоконтроль за городские деньги, а в оснащении еще 23 финансовое участие примет федеральный центр. Межведомственная комплексная программа по усовершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена, утвержденная Правительством РФ в мае 2005 г., получит развитие в Санкт-Петербурге. В течение 2007 г. системы мониторинга охватят пассажирские зоны, вестибюли и подземные переходы станций.На модернизацию систем видеомониторинга и контроля доступа в служебные помещения питерской подземки предполагается выделить 228 млн. рублей. Изначальное распределение предусматривало, что на создание и модернизацию систем видеонаблюдения в пассажирских зонах станций и подземных переходах будет выделено 83,6 млн. рублей. Еще 76,5 млн. планировалось потратить на оснащение объектов метрополитена системами контроля и управления доступом в блоки служебных помещений. А 67,8 млн. рублей хотели израсходовать на системы видеонаблюдения и контроля доступа на наземных площадках метрополитена.
Однако перераспределение лимитов финансирования позволило выделить на ИТ-решения для пассажирских зон и переходов метро 90 млн. рублей. Эта сумма сложится из двух источников: снижение затрат на системы контроля доступа в систему служебных помещений (72,3 млн. рублей) и уменьшение финансирования системы видеонаблюдения на наземных объектах метрополитена (17,8 млн. рублей).
41 станцию метро Северной столицы вскоре оснастят системами видеонаблюдения
В результате расходы на мероприятия по реализации комплексной автоматизированной системы информационной поддержки объектов метрополитена распределились следующим образом: на 18 станциях петербургского метро эти работы произведут за счет города, а с участием средств федерального бюджета модернизацию получит еще 41 станция. «Поскольку данные мероприятия реализуются в рамках межведомственной комплексной антитеррористической программы, она и будет проходить на условиях софинансирования из федерального бюджета», — отмечает Алексей Сергеев, председатель комитета экономического развития администрации Петербурга.
Между тем в мае прошлого года правительство Петербурга принимало обратное решение: направить дополнительные средства на оснащение наземных вестибюлей метро средствами видеонаблюдения и контроля доступа в ущерб подземным помещениям. Тогда, в канун саммита «Большой восьмерки» в Северной столице, чиновники заявляли, что оснащать наземные вестибюли необходимо для развития ситуационного центра метро, информация из которого будет поступать в городской ситуационный центр.
Стоит отметить, что подобные ИТ-решения уже работают в метрополитенах многих российских городов. Так, все станции екатеринбургской подземки уже оборудованы комплексами видеомониторинга. «Видеонаблюдение должно повысить безопасность метрополитена, помочь предотвращению несчастных случаев и самоубийств, — говорит Иван Титов, начальник эксплуатации екатеринбургского метро. — При этом само знание пассажиров о наблюдении будет иметь профилактический характер. В этих целях на станциях городского метро должны появиться таблички "Станция находится под видеонаблюдением"». Г-н Титов также отметил, что на платформах благодаря видеонаблюдению предупреждения диспетчера («Уважаемые пассажиры, отойдите от края платформы!» и т.д.) передаются не в плановом режиме, а онлайн.
В вагоне московского метро первая видеокамера появилась в марте 2006 г., а уже к концу года система распространилась на 42 станции и 1105 вагонов столичной подземки. В этом году внедрение системы в московском метрополитене будет продолжено. В отличие от наземной, подземная система видеонаблюдения позволяет получать в режиме реального времени не только «картинку», но и звук. В Казани и Новосибирске также все станции наблюдаются в режиме реального времени.