Пилоты «Аэрофлота» получат очки дополненной реальности. ВИДЕО
«Аэрофлот» инвестировал в разработку ряда систем для повышения безопасности полетов с использованием технологии дополненной реальности. Среди них – карманный комплекс с очками для пилотов, позволяющий сажать самолет «вслепую».«Аэрофлот» заключил с Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУГА) контракт на разработку ряда систем дополненной (комбинированной) реальности, рассказал CNews замначальника Учебно-тренажерного центра кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА Андрей Горбунов. Среди них – комплекс с очками для пилотов, позволяющий производить посадку самолетов «вслепую» при плохой видимости из-за неблагоприятных погодных условий (туман, сильный дождь, высокая облачность и т.д.) и ночью.
Разработку этого комплекса ведет коллектив университета под руководством Горбунова. Ее функционал заключается в проецировании на картину реального пространства, которую видит через прозрачные очки пилот, виртуальной траектории снижения самолета: например, в виде туннеля, пролетев через который, самолет сможет успешно приземлиться, поясняет он.
Система состоит из мобильного компьютера с приложением дополненной реальности, сертифицированной авиационной системы позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS, специальных очков пилота и программного обеспечения, управляющего работой всех этих компонентов. Почти все оборудование умещается в нагрудном кармане и работает автономно, говорит Андрей Горбунов. Аппаратные компоненты разрабатываются сторонними производителями, а коллектив под эгидой Горбунова создает ПО для системы, ведет работы по интеграции применяемых устройств.
Так может выглядеть виртуальная траектория снижения самолета, которой должен придерживаться пилот. Источник: МГТУ ГА
Права на результаты работ по их завершении будут принадлежать «Аэрофлоту», говорит Андрей Горбунов. Довести систему до состояния опытного образца планируется к началу 2013 г. Помимо этого, для «Аэрофлота» проводится исследование эффективности создаваемой системы по сравнению с уже существующими решениями, добавляет он.
Для коммерциализации своих разработок и дальнейшего развития технологий дополненной реальности в авиации и других областях Андрей Горбунов основал собственную компанию - «Авиареал», сотрудниками которой также являются его коллеги по МГТУ ГА. Сейчас она выступает в качестве субподрядчика по проекту «Аэрофлота». В планах «Авиареала» - создание собственных комплексных систем для управления воздушными судами с использованием технологии дополненной реальности, а также решений для проектировщиков техники, говорит основатель компании. Недавно «Авиареал» стала резидентом «Сколково».
По информации источника, близкого к «Сколково», к настоящему моменту «Аэрофлот» инвестировал более 50 млн руб. в разработки, связанные с технологией дополненной реальности. Помимо системы с очками для пилотов в эту сумму входят тренажеры для авиадиспетчеров и водителей аэродромного транспорта, а также система для авиатехников. Подобные разработки «Аэрофлот» заказывает в целях повышения безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф. В общей сложности на НИОКР по этому пункту авиакомпания в 2011-2020 гг. планирует потратить 1,5 млрд руб., говорится на сайте «Аэрофлота».
По словам Андрея Горбунова, уже сейчас его компания запускает несколько проектов - как авиационных, так и иных. Например, беспроводную сеть мониторинга состояния окружающей среды с визуализацией посредством дополненной реальности. «Вы смотрите через видеокамеру смартфона вокруг и видите, к примеру, полупрозрачные 3D-шары. Степень их прозрачности и цвет зависит от содержания частиц вредных веществ в воздухе в разных точках. Шары могут быть размером в десятки метров», - поясняет он.
Стоит отметить, что средства использования дополненной реальности в целях повышения безопасности полетов разрабатываются и за рубежом. Так, в марте 2012 г. Исследовательский центр NASA в Лэнгли (NASA Langley Research Center) опубликовал сообщение о разработке системы для пилотов с дисплеем, надевающимся на голову, и голосовым управлением, которая позволяет ориентироваться в темноте и при неблагоприятных погодных условиях.
Boeing еще в 2007 г. представил систему расширенного видения (Enhanced Vision System, EVS), предназначенную для повышения осведомленности пилотов при подходе к аэродрому, при посадке, взлете и рулении. С помощью инфракрасной камеры и датчиков она показывает окружающую обстановку на прозрачной панели между пилотом и лобовым стеклом кабины.