Разделы

Документооборот Маркет

Поиск в СЭД: рынок растет, несмотря на кризис

Рынок программных средств для поиска в информационных системах показал рост, превышающий показатели роста рынка ПО в целом. К такому выводу пришли аналитики IDC, представившие отчет Worldwide Search and Discovery Software 2009-2013 Forecast Update and 2008 Vendor Shares. Согласно ему, на рынке были очень востребованы продукты для поиска и анализа текстовой и языковой информации, поскольку они используются в биржевых программах, CRM, BI и ECM.

По данным IDC, в 2008 году рынок средств корпоративного поиска достиг 2,1 млрд долларов, что на 18,9% больше, чем показатели 2007 года. В числе трендов, приведших к такому росту, аналитики выделяют интерес к судебному документообороту (на финансовых рынках), увеличение финансирования со стороны госструктур в этот сектор, а также повсеместное использование встроенных поисковых технологий в корпоративных информационных системах для доступа, извлечения и преобразования неструктурированных данных.

Лидером с рыночной долей в 14,4% был признан вендор Autonomy, на втором месте – Microsoft (благодаря приобретению в 2008 году разработчика поисковых инструментов FAST) с долей 9,3% и третьей в рейтинге стала Google (7,4%). В исследовании не учитывались бесплатные поисковые продукты (например, Microsoft Search Server Express или Google Site Search). Большинство вендоров, не предоставивших IDC данные о своей выручке, вошли в категорию "прочие".

Опрошенные CNews представители компаний-участников рынка СЭД были солидарны во мнении, что опубликованные в отчете IDC данные отражают настоящее положение дел в этой отрасли. "Рынок развивается за счет того, что пользователи стали более часто использовать эти сервисы. Запросы и работа с этими сервисами стали более сложными, поэтому это стимулирует и развитие указанных в отчете систем", - утверждает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга компании ЭОС. "Интерес к интегрированному поиску по всем информационным ресурсам растет давно, в том числе и в России. Актуальность вопроса вообще связана с появлением у большинства предприятий сложного конгломерата из различных информационных систем и приложений", - объясняет это Сергей Курьянов, директор по развитию компании Docsvision. Он замечает, что в период кризиса рост обусловливается стремлением предприятий повысить отдачу от своих информационных активов, увеличить возможность их использования в едином поисковом пространстве. "Важно, что приводимый в пример [вендор] Autonomy предлагает продукт не просто поиска по слову или словоформе, а поиска по смыслу, в том числе и в мультимедийном контенте", - говорит эксперт. "Эффективность имеющихся систем электронного документооборота в значительной степени начинает падать вследствие большого и растущего количества загруженной в них информации. Системы корпоративного поиска, с одной стороны, могли бы произвести сегментацию имеющихся данных, с другой, - предоставить пользователям быстрый результат поиска необходимой информации (от писем до технических документов)", - полагает Алексей Афанасьев, директор по качеству "Интертраст".

Доли мировых вендоров ПО корпоративного поиска по выручке, 2006-2008, млн долл.*

Компания 2008 Доля в 2008 (%)
Autonomy 298,9 14,4
Microsoft/FAST** 192,8 9,3
Google** 154,1 7,4
Endeca 97,2 4,7
Open Text** 45,0 2,2
SDL International 29,2 1,4
IBM* 29,1 1,4
Omniture 25,0 1,2
Промежуточный итог 871,3 41,9
Прочие*** 1 208,8 58,1
Итого 2 080,0 100,0

* Округление до десятых
** Оценка IDC
***В категории "прочие" находятся вендоры, чья выручка за 2008 год была меньше 25 млн долларов или не раскрывающие свои финансовые результаты

IDC, 2009

Как власти сэкономят 155 млрд руб. на стимулировании спроса на беспилотники
Импортонезависимость

Елена Иванова объясняет возникновение интереса к системам корпоративного поиска в СЭД в мире и в России тем, что раньше каждый вендор пытался решить проблему поиска собственными силами с той или иной степенью успеха. В нынешних же условиях, продолжает она, - стало очевидно, что требования пользователей к работе с документами в части разнообразного поиска сильно выросли настолько, что вендоры пришли к выводу: правильней привлекать специализированных разработчиков и использовать специализированные продукты для встраивания их в СЭД или ECM.

Вместе с тем, ряд экспертов отмечает различие между описываемым в отчете состоянием западного рынка и российскими реалиями. Директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи" Дмитрий Романов замечает, что в России и СНГ за прошедший кризисный год не наблюдалось в явном виде такого роста, о котором говорят аналитики IDC. Эксперт связывает уровень спроса на решения для поиска информации с характеристикой самой экономики страны: в инновационной среде, в экономике, основанной на знаниях, средства качественного поиска информации являются ключевым фактором эффективности, а в сырьевой экономике цены на энергоносители гораздо важнее, а качественный доступ сотрудников к информации не является приоритетным. "Поисковые технологии - важнейшее звено в технологиях ECM. К сожалению, в России это понимают еще достаточно слабо", - говорит Дмитрий Романов. "Прозрение наступает, когда в организации создается и реально наполняется хранилище электронных документов - СЭД, электронный архив и тому подобное. Без качественного поиска, без учета семантики конкретной предметной области, без адекватных технологий классификации информации, преимущества хранения документов в электронном виде драматически испаряются. Действительно - какой смысл в том, что где-то в электронном архиве лежит нужный документ, если его все равно нельзя найти за приемлемое время?", - рассуждает господин Романов. "ECM-система/СЭД - это крупнейший поставщик неструктурированной информации. Поэтому, с одной стороны, логично использовать его как основу для корпоративного поиска, внедряя, интегрируя в ECM-платформу развитые технологии поиска", - подчеркивает Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании Directum. С другой стороны, по мнению эксперта, зачастую практически вся неструктурированная информация содержится именно в ECM-системе и ее возможности внутреннего поиска удовлетворяют заказчиков. "Пока у заказчика не возникнет спрос на более качественные системы поиска, поставщики не будут стремиться развивать такие возможности. Также этому способствует и характер информации в ECM/СЭД: документы обычно хорошо атрибутированы, их удобнее искать не по содержимому, а по его карточке", - заключает господин Бабинцев.

Опрос экспертов показал, что в России подобные поисковые системы, по большому счету, вообще не представлены или представлены слабо. Евгений Стаханов, директор по маркетингу компании Terralink, говорит о том, что поисковые средства, применяемые внутри российских СЭД, стандартны для систем такого рода, а рынок собственно корпоративных поисковых платформ в России пока не сформирован, но развивается. В качестве примера он приводит хорошо представленную на рынке систему FAST от Microsoft. Александр Аввакумов, директор практики документооборота Optima Сonsulting, причиной этого является недостаток средств для у вендора СЭД в России для их создания. "Капитализация российских разработчиков СЭД крайне недостаточна для внедрения такой функциональности в полном объеме, так как стоимость подобного рода разработок весьма и весьма высока". Василий Бабинцев говорит о единичных случаях приобретения корпоративных поисковиков в России и отмечает, что зачастую для этих целей используют уже существующие в компании ИС, например, корпоративный портал. "Безусловно, проанализировав предложения любого российского вендора СЭД вы легко найдете там целый раздел, связанный именно с поиском, и это, конечно, ответ на запросы рынка. Вопрос актуален давно, подтвердить это можно тем, что опция Enterprise Search к SharePoint порталу была недешевой, но успешно продавалась в России", - объясняет Сергей Курьянов. "Как правило, в большинстве российских СЭД используются встроенные "движки" полнотекстового поиска от тех платформ, на которых реализованы СЭД. Это лучше, чем ничего, хотя специализированные технологии, такие, как IBM OmniFind, Microsoft FAST или упомянутая в обзоре IDC Autonomy, позволяют намного больше", - полагает Дмитрий Романов. Он оценивает рынок корпоративных поисковых систем в России за 2008 год в 10-15 млн долларов (при оптимистическом раскладе).

В IDC прогнозируют продолжение роста рынка корпоративного поиска на ближайшие 5 лет, однако с осторожным оптимизмом смотрят на его темпы. По мнению аналитиков, на рынке будут пользоваться успехом не отдельные поисковые приложения, а продукты, построенные на поисковых технологиях для решения конкретных бизнес-задач и создания интегрированной с другими ИС пользовательской рабочей среды. Александр Аввакумов считает, что отмеченная в отчете тенденция на создание "единой системы, удовлетворяющей всем требованиям потенциального заказчика, включающей в себя правильный и хороший пользовательский интерфейс, средства управления бизнес-процессами, правила, отличный поиск и прочее", является не более чем мечтой: "Эта мечта похожа на универсальный автомобиль, который должен обладать всеми признаками, чтобы подходить и нравиться всем, однако такого автомобиля пока не создано, и, насколько я понимаю, создано не будет". Другие участники рынка полагают, что в силу специфики ECM действительно подобные системы будут развиваться в функциональном отношении. "Если говорить о значении систем, о которых идет речь в исследовании IDC, то они повышают эффективность использования любых информационных систем. Они востребованы клиентами, которые хотят заставить документы, которые накопились у них в архивах, работать лучше. Прогноз, что в будущем эти программные средства будут надстройками над существующими системами вполне реален, но о полной замене речь, скорее всего, не идет", - отмечает директор по корпоративным проектам ABBYY Россия Юрий Корюкин. Он приводит в пример тот факт, что разработчики СЭД уделяли не так много внимания "умному" поиску, но в последнее время заказчики все чаще интересуются данными технологиями, и выражает уверенность в том, что, скорее всего, в скором будущем в российских СЭД появятся компоненты подобных систем.

Михаил Демидов