Поиск в СЭД: рынок растет, несмотря на кризис
Рынок программных средств для поиска в информационных системах показал рост, превышающий показатели роста рынка ПО в целом. К такому выводу пришли аналитики IDC, представившие отчет Worldwide Search and Discovery Software 2009-2013 Forecast Update and 2008 Vendor Shares. Согласно ему, на рынке были очень востребованы продукты для поиска и анализа текстовой и языковой информации, поскольку они используются в биржевых программах, CRM, BI и ECM.По данным IDC, в 2008 году рынок средств корпоративного поиска достиг 2,1 млрд долларов, что на 18,9% больше, чем показатели 2007 года. В числе трендов, приведших к такому росту, аналитики выделяют интерес к судебному документообороту (на финансовых рынках), увеличение финансирования со стороны госструктур в этот сектор, а также повсеместное использование встроенных поисковых технологий в корпоративных информационных системах для доступа, извлечения и преобразования неструктурированных данных.
Лидером с рыночной долей в 14,4% был признан вендор Autonomy, на втором месте – Microsoft (благодаря приобретению в 2008 году разработчика поисковых инструментов FAST) с долей 9,3% и третьей в рейтинге стала Google (7,4%). В исследовании не учитывались бесплатные поисковые продукты (например, Microsoft Search Server Express или Google Site Search). Большинство вендоров, не предоставивших IDC данные о своей выручке, вошли в категорию "прочие".
Опрошенные CNews представители компаний-участников рынка СЭД были солидарны во мнении, что опубликованные в отчете IDC данные отражают настоящее положение дел в этой отрасли. "Рынок развивается за счет того, что пользователи стали более часто использовать эти сервисы. Запросы и работа с этими сервисами стали более сложными, поэтому это стимулирует и развитие указанных в отчете систем", - утверждает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга компании ЭОС. "Интерес к интегрированному поиску по всем информационным ресурсам растет давно, в том числе и в России. Актуальность вопроса вообще связана с появлением у большинства предприятий сложного конгломерата из различных информационных систем и приложений", - объясняет это Сергей Курьянов, директор по развитию компании Docsvision. Он замечает, что в период кризиса рост обусловливается стремлением предприятий повысить отдачу от своих информационных активов, увеличить возможность их использования в едином поисковом пространстве. "Важно, что приводимый в пример [вендор] Autonomy предлагает продукт не просто поиска по слову или словоформе, а поиска по смыслу, в том числе и в мультимедийном контенте", - говорит эксперт. "Эффективность имеющихся систем электронного документооборота в значительной степени начинает падать вследствие большого и растущего количества загруженной в них информации. Системы корпоративного поиска, с одной стороны, могли бы произвести сегментацию имеющихся данных, с другой, - предоставить пользователям быстрый результат поиска необходимой информации (от писем до технических документов)", - полагает Алексей Афанасьев, директор по качеству "Интертраст".
Доли мировых вендоров ПО корпоративного поиска по выручке, 2006-2008, млн долл.*
Компания | 2008 | Доля в 2008 (%) |
Autonomy | 298,9 | 14,4 |
Microsoft/FAST** | 192,8 | 9,3 |
Google** | 154,1 | 7,4 |
Endeca | 97,2 | 4,7 |
Open Text** | 45,0 | 2,2 |
SDL International | 29,2 | 1,4 |
IBM* | 29,1 | 1,4 |
Omniture | 25,0 | 1,2 |
Промежуточный итог | 871,3 | 41,9 |
Прочие*** | 1 208,8 | 58,1 |
Итого | 2 080,0 | 100,0 |
* Округление до десятых
** Оценка IDC
***В категории "прочие" находятся вендоры, чья выручка за 2008 год была меньше 25 млн долларов или не раскрывающие свои финансовые результаты
IDC, 2009
Елена Иванова объясняет возникновение интереса к системам корпоративного поиска в СЭД в мире и в России тем, что раньше каждый вендор пытался решить проблему поиска собственными силами с той или иной степенью успеха. В нынешних же условиях, продолжает она, - стало очевидно, что требования пользователей к работе с документами в части разнообразного поиска сильно выросли настолько, что вендоры пришли к выводу: правильней привлекать специализированных разработчиков и использовать специализированные продукты для встраивания их в СЭД или ECM.
Вместе с тем, ряд экспертов отмечает различие между описываемым в отчете состоянием западного рынка и российскими реалиями. Директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи" Дмитрий Романов замечает, что в России и СНГ за прошедший кризисный год не наблюдалось в явном виде такого роста, о котором говорят аналитики IDC. Эксперт связывает уровень спроса на решения для поиска информации с характеристикой самой экономики страны: в инновационной среде, в экономике, основанной на знаниях, средства качественного поиска информации являются ключевым фактором эффективности, а в сырьевой экономике цены на энергоносители гораздо важнее, а качественный доступ сотрудников к информации не является приоритетным. "Поисковые технологии - важнейшее звено в технологиях ECM. К сожалению, в России это понимают еще достаточно слабо", - говорит Дмитрий Романов. "Прозрение наступает, когда в организации создается и реально наполняется хранилище электронных документов - СЭД, электронный архив и тому подобное. Без качественного поиска, без учета семантики конкретной предметной области, без адекватных технологий классификации информации, преимущества хранения документов в электронном виде драматически испаряются. Действительно - какой смысл в том, что где-то в электронном архиве лежит нужный документ, если его все равно нельзя найти за приемлемое время?", - рассуждает господин Романов. "ECM-система/СЭД - это крупнейший поставщик неструктурированной информации. Поэтому, с одной стороны, логично использовать его как основу для корпоративного поиска, внедряя, интегрируя в ECM-платформу развитые технологии поиска", - подчеркивает Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании Directum. С другой стороны, по мнению эксперта, зачастую практически вся неструктурированная информация содержится именно в ECM-системе и ее возможности внутреннего поиска удовлетворяют заказчиков. "Пока у заказчика не возникнет спрос на более качественные системы поиска, поставщики не будут стремиться развивать такие возможности. Также этому способствует и характер информации в ECM/СЭД: документы обычно хорошо атрибутированы, их удобнее искать не по содержимому, а по его карточке", - заключает господин Бабинцев.
Опрос экспертов показал, что в России подобные поисковые системы, по большому счету, вообще не представлены или представлены слабо. Евгений Стаханов, директор по маркетингу компании Terralink, говорит о том, что поисковые средства, применяемые внутри российских СЭД, стандартны для систем такого рода, а рынок собственно корпоративных поисковых платформ в России пока не сформирован, но развивается. В качестве примера он приводит хорошо представленную на рынке систему FAST от Microsoft. Александр Аввакумов, директор практики документооборота Optima Сonsulting, причиной этого является недостаток средств для у вендора СЭД в России для их создания. "Капитализация российских разработчиков СЭД крайне недостаточна для внедрения такой функциональности в полном объеме, так как стоимость подобного рода разработок весьма и весьма высока". Василий Бабинцев говорит о единичных случаях приобретения корпоративных поисковиков в России и отмечает, что зачастую для этих целей используют уже существующие в компании ИС, например, корпоративный портал. "Безусловно, проанализировав предложения любого российского вендора СЭД вы легко найдете там целый раздел, связанный именно с поиском, и это, конечно, ответ на запросы рынка. Вопрос актуален давно, подтвердить это можно тем, что опция Enterprise Search к SharePoint порталу была недешевой, но успешно продавалась в России", - объясняет Сергей Курьянов. "Как правило, в большинстве российских СЭД используются встроенные "движки" полнотекстового поиска от тех платформ, на которых реализованы СЭД. Это лучше, чем ничего, хотя специализированные технологии, такие, как IBM OmniFind, Microsoft FAST или упомянутая в обзоре IDC Autonomy, позволяют намного больше", - полагает Дмитрий Романов. Он оценивает рынок корпоративных поисковых систем в России за 2008 год в 10-15 млн долларов (при оптимистическом раскладе).
В IDC прогнозируют продолжение роста рынка корпоративного поиска на ближайшие 5 лет, однако с осторожным оптимизмом смотрят на его темпы. По мнению аналитиков, на рынке будут пользоваться успехом не отдельные поисковые приложения, а продукты, построенные на поисковых технологиях для решения конкретных бизнес-задач и создания интегрированной с другими ИС пользовательской рабочей среды. Александр Аввакумов считает, что отмеченная в отчете тенденция на создание "единой системы, удовлетворяющей всем требованиям потенциального заказчика, включающей в себя правильный и хороший пользовательский интерфейс, средства управления бизнес-процессами, правила, отличный поиск и прочее", является не более чем мечтой: "Эта мечта похожа на универсальный автомобиль, который должен обладать всеми признаками, чтобы подходить и нравиться всем, однако такого автомобиля пока не создано, и, насколько я понимаю, создано не будет". Другие участники рынка полагают, что в силу специфики ECM действительно подобные системы будут развиваться в функциональном отношении. "Если говорить о значении систем, о которых идет речь в исследовании IDC, то они повышают эффективность использования любых информационных систем. Они востребованы клиентами, которые хотят заставить документы, которые накопились у них в архивах, работать лучше. Прогноз, что в будущем эти программные средства будут надстройками над существующими системами вполне реален, но о полной замене речь, скорее всего, не идет", - отмечает директор по корпоративным проектам ABBYY Россия Юрий Корюкин. Он приводит в пример тот факт, что разработчики СЭД уделяли не так много внимания "умному" поиску, но в последнее время заказчики все чаще интересуются данными технологиями, и выражает уверенность в том, что, скорее всего, в скором будущем в российских СЭД появятся компоненты подобных систем.