Разделы

Телеком

Портал госзакупок третий год на "холостом ходу"

Министерство экономического развития и торговли официально представило единый федеральный портал электронных госзакупок. Однако, несмотря на оптимизм чиновников, он может так и не заработать на полную мощность не только в этом году.
На прошлой неделе был продемонстрирован образец портала е-госзакупок, который находится в опытной эксплуатации в Минэкономразвития.

Проект по созданию этого портала был включен в ФЦП «Электронная Россия» еще в 2003 году. Тогда же МЭРТ совместно с «УСП Компьюлинк» начало работы по его практической реализации. Несмотря на прошедшие с момента начала работ два года, актуализация размещенной на портале информации вызывает множество вопросов у специалистов региональных органов государственного управления, ответственных за проведение госзакупок на местах. Отмечаются значительные проблемы взаимодействия уже существующих в некоторых субъектах Федерации систем электронных госторгов с единым порталом, форматов и стандартов предоставления данных из регионов на портал.

Тем не менее, представители МЭРТ не скрывают своего оптимизма по поводу работы портала. «Портал находится в опытной эксплуатации в министерстве, мы отработали взаимодействие с рядом регионов, например, с Чувашией и Челябинской областью, — комментирует ситуацию для CNews Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления и новой экономики министерства. — Часть конкурсов МЭРТ уже проводится через него, до конца текущего года все конкурсы министерства будут переведены на портал. Мы рассчитываем, что после принятия закона „О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ („О госзакупках“) и постановления правительства, в котором будут прописаны все стандарты и виды взаимодействия с регионами, портал заработает в рабочем режиме».

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

Однако, по мнению экспертов, рассматриваемый законопроект содержит множество проблемных мест. Например, вводится ограничение сумм контрактов, заключаемых через электронный аукцион, который в настоящее время — наиболее распространенная форма проведения торгов для государственных нужд. Кроме того, вводятся так называемые «черные списки», фактически противоречащие действующему законодательству. «Принятый во втором чтении (8 июля — в третьем чтении) законопроект еще потребует дополнительной работы, многие его статьи нуждаются в пристальном внимании специалистов», — отмечает Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ. — Кроме того, не вполне ясна ситуация и с постановлениями правительства, которые необходимы для того, чтобы он заработал не на бумаге".

Таким образом, закон «О госзакупках», несмотря на многочисленные нарекания и содержащиеся в нем противоречия, принят в третьем чтении Государственной Думой ФС РФ и теперь будет рассматриваться в Совете Федерации ФС РФ. Если позиция экспертного сообщества возобладает, что в последние год-полтора весьма нечасто, можно ожидать возвращения закона на доработку в Государственную Думу ФС РФ и такой необходимый инструмент для проведения е-госторгов, как единый портал, продолжит работать «вхолостую».