Продажи ноутбуков в России упали на 30%
Продажи ноутбуков в российских дилерских сетях в первом квартале этого года сократились на треть. Аналитики остерегаются давать утешительные прогнозы: ни розница, ни корпоративные продажи по-прежнему не восстанавливаются, отмечают они.Компания ITResearch проанализировала итоги продаж на российском рынке ноутбуков в 1-м квартале 2009 г. Всего за этот период было продано чуть более 572 тыс. мобильных ПК - почти на 30% ниже аналогичного показателя в 1-м квартале 2008 г., достигшего 811 тыс. ноутбуков. Данные о продажах нетбуков в отчет не вошли.
Напомним, что по оценкам ITResearch, последние три месяца 2008 г. вообще оказались для рынка ноутбуков «черными». В 4-м квартале 2008 г. в России было продано 950 тыс ноутбуков. По сравнению с прогнозными показателями, спад составил тогда 37%.
Объем рынка в денежном выражении сократился сильнее, так как падение объемов продаж сопровождалось довольно значительной ценовой эрозией, отмечают в ITResearch. Средняя цена ноутбука в 1-м квартале 2009 г. оказалась на $210 ниже, чем год назад. По данным компании «Эльдорадо», ко 2-му кварталу 2009 г. по сравнению с показателями 2008 г. средняя стоимость ноутбука снизилась на 7% до $677.
Как рассказал CNews заместитель директора ITResearch Василий Мочар, ТОП-5 вендоров за 1-й квартал 2009 г. по количеству проданных ноутбуков выглядит следующим образом (в порядке убывания объема): Acer, HP, Toshiba, Asus, Samsung. В совокупности эти пять компаний заняли 79% рынка. Рейтинг основан на фактических продажах в дилерских сетях, которые оказались выше отгрузок вендоров: ритейлеры реализовали в том числе и ту продукцию, которая задержалась на складах в конце 2008 г.
Изменение цен на ноутбуки и нетбуки за период со 2-го квартала 2008 г. по 2-й квартал 2009 г.
Средневзвешенная цена, в долларах по среднему курсу ЦБ за период | Средневзвешенная цена, в долларах по среднему курсу ЦБ за период | |
Период | Ноутбуки | Нетбуки |
2 квартал 2008 г. | 725 | 422 |
3 квартал 2008 г. | 832 | 377 |
4 квартал 2008 г. | 719 | 283 |
1 квартал 2009 г. | 692 | 314 |
2 квартал 2009 г. | 677 | 334 |
Источник: компания "Эльдорадо"
Лидерство Acer традиционно, а вот выход Asus за пределы первой тройки стал неожиданностью, говорится в исследовании. «Если раньше Acer и Asus шли «ноздря в ноздрю», то сейчас Acer имеет перед основным конкурентом почти двукратное преимущество по объему продаж в количественном выражении», - отметили аналитики ITResearch.
По словам Василия Мочара, резкая потеря Asus рыночной доли связана в первую очередь с тем, что, в отличие от других вендоров, компания «не увлекалась «сливами». То есть не стремилась реализовать продукцию по максимально низкой цене и не демпинговала.
Есть предположение, что Asus могла сделать такой шаг осознано, говорится в отчете, поскольку в номенклатуре Asus модели нижнего уровня были не самой сильной позицией. В денежном выражении показатели Asus ухудшились не столь катастрофично, стало быть, показатели прибыльности у компании могли быть неплохими, - считают авторы исследования.
По мнению старшего эксперта ITResearch Дмитрия Шульгина, компания Asus способна восстановить свой рейтинг на рынке, хотя большой недобор по объемам продаж в 1-м квартале, затруднит достижение прежней доли в долгосрочной перспективе.
Давать какие-то прогнозы в отношении дальнейшего развития рынка очень сложно, отмечает Василий Мочар. «Пока продажи идут вниз: проседает розница, и корпоративные продажи не восстанавливаются», - пояснил эксперт.