Радарный космический мониторинг: счет пошел на минуты
В ноябре канадская компания MDA’s Geospatial Services – оператор радарного коммерческого спутника RADARSAT-1 - объявила о дальнейшем сокращении времени доведения спутниковых изображений заказчикам. В результате совершенствования наземной инфраструктуры и автоматизации процессов обработки и передачи изображений среднее время доведения данных заказчику снижено и составляет менее 45 минут.Основным потребителем радарных изображений RADARSAT-1 в Канаде является служба ледовой разведки Canadian Ice Service (CIS), которая ежегодно заключает контракт с компанией MDA на поставку радарных снимков.
В задачи службы CIS входит ежесуточный мониторинг акваторий Северного ледовитого океана и прибрежных морей для обеспечения безопасности мореплавания, информационного обеспечения работы ледокольного флота и контроля загрязнения морской поверхности в экономической зоне Канады в рамках программы Integrated Satellite Tracking of Oil Pollution (ISTOP).
Центр обработки данных компании MDA в Квебеке ежесуточно обрабатывает и передает в адрес ледовой службы CIS до 17 обзорных снимков RADARSAT-1 общей площадью 4,25 млн. кв. км. Среднее время доставки изображений ежегодно сокращается: с 1,5 часов в 2003 году до 45 минут в 2006 году (контрактный срок составляет 2 часа).
Время доставки данных является критически важным параметром, который обеспечивает ледовой службе CIS возможность оперативного доведения ледовых карт на терминалы в штабы береговой охраны и на борт судов для принятия решений.
По словам директора по продажам компании MDA’s Geospatial Services А. Богана (Adrian Bohane), сервисные услуги по доставке заказчикам данных RADARSAT-1 в масштабе времени, близком к реальному, предоставляются не только ледовой службе CIS, но и многим зарубежным компаниям и организациям. Например, оперативный радарный мониторинг применяется для обнаружения нефтяных загрязнений в акваториях морей вокруг Индонезии, Бразилии, Мексики, съемки наводнений в Индии и ледовой разведки вокруг Гренландии.
Экономический эффект применения данных RADARSAT-1, как показывает многолетний опыт эксплуатации системы, достигается в результате сокращения числа вылетов самолетов ледовой разведки и времени ледовой проводки судов, а также повышения безопасности морской навигации.
Спутниковые радарные снимки становятся критически важными для обнаружения судов, загрязняющих акватории нефтепродуктами, и выдвижения против них судебных исков. В России технологии оперативного мониторинга RADARSAT-1 уже существуют, но пока практически не востребованы. В результате страдает экология прибрежных морей (особенно Черного и Каспийского, а также на Сахалине и на Севере).
На недавних космических снимках RADARSAT-1, полученных центром «СканЭкс», видны движущиеся суда, сбрасывающие нефтепродукты в акваторию Каспийского моря. Штрафы за подобные действия в мировой практике обычно составляют десятки тысяч долларов и служат хорошим уроком для капитанов и судовладельцев. Но пока в России космические технологии не останавливают нарушителей как своих, так и иностранных.