Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

РБК СОФТ готовится к IPO

18 декабря на внеочередном собрании акционеров РБК будет решен вопрос о выделении ИТ-бизнеса группы в отдельную компанию. Первичное размещение акций (IPO) нового предприятия планируется провести до июля 2007 года.
Совет директоров рекомендовал осуществить выделение ИТ-подразделения путем выплаты дивидендов акционерам РБК в форме акций ИТ-компании. В случае принятия данного решения 18 декабря дивидендные выплаты будут осуществлены в  течение 60 дней с момента проведения внеочередного собрания акционеров в  форме обыкновенных акций ОАО «Армада», которой передаются ИТ-активы РБК.

В результате акционеры РБК получат 95% акций ИТ-компании, тогда как оставшиеся 5% будут переданы в компанию «Армада» для реализации опционной программы вознаграждения членов совета директоров и менеджмента «Армады». Алексей Кузовкин, осуществлявший руководство ИТ-направлением РБК на протяжении последних шести лет, займет должность генерального директора новой компании.

Совет директоров РБК считает нецелесообразным дальнейшее существование двух направлений в рамках одной компании, поскольку с момента органического возникновения ИТ-бизнеса в структуре РБК в 2000 году синергия между медиа- и  ИТ-подразделениями заметно снизилась. Кроме того, существование в рамках медийной компании накладывает серьезные ограничения как на органический рост в сфере информационных технологий, так и на возможность осуществления ИТ-приобретений. Совет директоров РБК убежден, что, став самостоятельной публичной компанией, ИТ-бизнес будет иметь более широкие перспективы дальнейшего развития. В то же время выделение ИТ-активов позволит РБК сосредоточить свои финансовые и управленческие ресурсы на интенсивном росте основного для компании медиабизнеса.

В первой половине 2007 года РБК планирует провести размещение от 15 до 25% новых акций ОАО «Армада» на российском фондовом рынке с целью привлечения дополнительного капитала, который в дальнейшем будет направлен на развитие ИТ-компании.

«Решение РБК достаточно интересное, — считает эксперт фонда „Финам - Информационные технологии“ Игорь Веретенников. — Российские ИТ-компании практически не представлены на фондовом рынке. В случае проведения IPO, инвесторы, скорее всего, проявят большой интерес к „Армаде“, в результате чего суммарная капитализация РБК и „Армады“ будет выше нынешней оценки РБК, включающей в себя „Армаду“. При этом РБК сохраняет контроль над своим активом и  сможет консолидировать его показатели в свою отчетность, а также возможность получить дополнительные средства за счет продажи акций на бирже. Другой важный момент — возможность отдельного развития двух компаний, которая может повысить эффективность их бизнеса».

«Мы поддерживаем данное решение руководства РБК и считаем предложение привлекательным для акционеров, — заявляют аналитики „Атона“. — Выделение ИТ-бизнеса позволит увеличить стоимость медиабизнеса РБК и должно способствовать расширению круга инвесторов, поскольку исключительно медиакомпания, с нашей точки зрения, является более привлекательной. Размещение на бирже акций ИТ-подразделения позволит создать новый эталон оценки стоимости и привлечь дополнительные средства на развитие бизнеса». По оценкам «Атона», на медиабизнес приходится 88% стоимости РБК. Прогнозируемая экспертами компании цена акций РБК на конец 2007 года — $14.

Как «умные» каски и видеоаналитика помогают добиться нулевого травматизма
Энергия ИИ

«То, что компания РБК занялась диверсификацией, совершенно логичный шаг, — уверен Александр Калинин, президент „Национальной компьютерной корпорации“. — Избавление от непрофильных активов, выведение их в самостоятельные бизнесы — вполне соответствует духу времени. Любопытно, что компания практически сразу же после обретения самостоятельности решила выйти на первичное размещение. Таких случаев на российском рынке даже и не припомню. Будет интересно посмотреть, как оценят инвесторы новую компанию. В любом случае, такой ход событий важен для всей ИТ-отрасли. Это говорит о том, что наш рынок становится более зрелым».

«Странно, что этого не произошло раньше, но логично, что в итоге все этим и закончилось, — говорит Владимир Вертоградов, директор по развитию компании „Норбит“ (группа компаний „Ланит“). — Под брендом РБК не так просто развивать иные направления, кроме непосредственно медийного. Тем не менее, ИТ-шная часть РБК за время совместного существования с медийщиками успела сформироваться как достаточно крепкая и профессиональная команда, чтобы начать самостоятельное плавание. На мой взгляд, данное разделение для новой „Армады“ имеет больше плюсов, чем минусов. Рынок растет, и сильная компания всегда найдет на нем свою нишу. Правда, название новой компании не совсем характерно для рынка системной интеграции и программирования, но, вероятно, в силах РБК сделать все, чтобы оно стало характерным».

РБК основан в 1993 году как агентство финансово-экономической информации. В  2005 году совокупная деловая аудитория РБК в интернете и на телевидении достигла 10 млн человек. ИТ-бизнес появился в структуре РБК в 2000 году. В области информационных технологий РБК специализируется на общем программировании, системной интеграции, ИТ-консалтинге и офшорном программировании.

По прогнозам РБК, выручка компании в 2006 году составит $170–178 млн. Данный показатель включает $90–95 млн от оказания медиа-услуг (с учетом $33-$35  млн от РБК-ТВ) и около $75–80 млн от предоставления ИТ-услуг (с учетом $40–45  млн от «Гелиос Компьютера» и «АСКО-ТБС Консалтинга»).