Разделы

Телеком Цифровизация Инфраструктура Техника

Регионы кормят мобильных операторов

В апреле 2005 года российские операторы увеличили число своих клиентов на 3,67 млн. человек, что ниже аналогичного показателя за март на 0,4%. Таким образом, в РФ продолжают замедляться темпы прироста абонентской базы, которая по-прежнему активно расширяется только в регионах. Именно деятельность в провинции позволяет развиваться отечественным операторам.
По данным консалтинговой компании iKS-Consulting, в апреле текущего года количество пользователей сотовой связи в России увеличилось до 89,63 млн. человек. Общий уровень проникновения достиг 61,7% (в марте этого года — 58,7%), в московской лицензионной зоне — 112,7%, а в регионах — 53,4%.

По сравнению с апрелем 2004 года, структура абонентской базы по макрорегионам изменилась незначительно: практически все федеральные округа сохранили свои места в рейтинге, за исключением поменявшихся местами Юга и Урала. Уровень проникновения в Уральском регионе за прошедший год значительно вырос, что позволило ему обогнать Поволжье и Юг по этому показателю. Совокупная доля Центрального и Северо-Западного федеральных округов в общей абонентской базе страны за прошедший год снизилась с 55% до 45%.

Рейтинг макрорегинов по уровню проникновения

 
  Федеральный округ Уровень проникновения,
апрель 2005
Доля в общей абонентской
базе РФ, апрель 2005
1 Центр 80% 33%
2 Северо-Запад 78% 12%
3 Урал 64% 9%
4 Поволжье 55% 19%
5 Юг 57% 14%
6 Сибирь 43% 10%
7 Дальний Восток 39% 3%
 

Источник: iKS-Consulting

В апреле 2005 года, по оценкам iKS-Consulting, лидирующую позицию по количеству абонентов в России сохранила компания МТС (около 32 млн. клиентов). На втором месте «Вымпелком» с более чем 30 млн. абонентов. На третьем месте — «МегаФон», который существенно отстает от лидеров со своими 16 млн. пользователей.

На данный момент в Поволжском, Сибирском и Центральном регионах лидирующие позиции удерживает компания «Вымпелком», в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Уральском — МТС. Среди локальных игроков сильные позиции у оператора «Байкалвестком» (на Дальнем Востоке — 12% рынка), в Поволжском регионе более 14% рынка занимает компания «Смартс». На Урале свыше 22% рынка у компании «Уралсвязьинформ», в Сибирском регионе — у «Енисейтелеком» (9,7%).

Прирост абонентской базы в России обеспечивается, в основном, за счет регионов. В апреле 2005 года в Москве подключились 0,53 млн. абонентов, в то время как в регионах этот показатель составил 3,13 млн. «Это вполне нормальная динамика, которая наблюдается уже не первый месяц, — рассказал CNews начальник отдела по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. — Москва уже давно не является основным рынком по объему».

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Результаты апреля 2005 года

 
  Российская
Федерация
Московская
лицензионная зона
Регионы
Количество абонентов 89,63 млн. 19,14 млн. 70,49 млн.
Уровень проникновения 61,7% 112,7% 53,4%
Чистые подключения 3,67 млн. 0,53 млн. 3,13 млн.
Рост абонентской базы 4,3% 2,9% 4,7%
 

Источник: iKS-Consulting

Что касается темпов прироста абонентской базы российских операторов, то здесь эксперты прогнозируют снижение. Как рассказали CNews в пресс-службе компании Dixis, «несмотря на то что до полного насыщения рынка еще далеко, ежегодные темпы прироста абонентской базы будут падать».

Источник CNews в розничной сети салонов связи «Техмаркет» подтвердил такой прогноз. «Очевидно, что темпы роста абонентской базы будут снижаться, — сказал представитель компании. — Это связано также и со снижением продаж мобильных телефонов: по нашим оценкам, в Москве в 2005 году число проданных телефонов останется на уровне прошлого года. В регионах рынок в этом году вырастет только на 50% (в 2004 году этот показатель составил 100%)».