Спецпроекты

Российский рынок цифровых ридеров взорвался

Техника
По данным аналитиков, на 2009 г. в России пришелся бум устройств для чтения электронных книг. В течение следующих лет рынок будет только расширяться. Этому будет способствовать интерес к таким устройствам пользователей, ранее далеких от гаджетов, снижение стоимости произведений и другие факторы.

В 2009 г. в России было продано приблизительно 189 тыс. устройств для чтения электронных книг, сообщает SmartMarketing. Аналитики учитывают устройства всех типов и категорий, включая читалки с экранами на базе электронных чернил и ЖК-технологии, кроме того, учитываются серые поставки.

До 2007 г. на российском рынке существовали читалки с ЖК-экранами, однако в силу дороговизны и недостаточного времени работы от батарей, распространения они не получили. С 2007 г. начала формироваться товарная группа ридеров с экранами e-paper, однако в силу технических ограничений широких продаж не отмечалось. В течение 2008 г. рынок формировался, технологии производства стабилизировались, изготовители решили ряд технологических проблем и сумели снизить стоимость матриц до приемлемого уровня. Черты массового рынка он начал обретать после того, как на него вышли компании Sony и Amazon (если говорить о мировом рынке), PocketBook, lBook и ORSiO (если говорить о российском).

Квартальный рост продаж на протяжении 2009 г. оставался крайне высоким. В сравнении с объемами 1-го квартала 2009 г., продажи во 2-м квартале увеличились почти в полтора раза (с 20 тыс. шт. до 28 тыс. шт.), в 3-м и 4-м кварталах рост составил 182% и 176% соответственно. При этом объем продаж во второй половине года превысил аналогичный показатель в первом полугодии на 294%.

Причиной резкого роста стали как естественные рыночные факторы, в том числе макроэкономические и активность производителей, так и изменение структуры спроса. Чтение электронных книг – одно из самых популярных вариантов использования мобильных устройств. Что более важно, рост проникновения интернета, увеличение доступности электронных книг и активная реклама книжных интернет-магазинов, таких как «Литрес», привлекли к ридерам внимание массовой аудитории, ранее не заинтересованной в гаджетах.

Российские покупатели дорвались до e-reader
Российские покупатели дорвались до e-reader

Следует отметить, что во второй половине 2009 г. на рынке появилось сразу несколько новых и весьма активных игроков. В частности, это марки iRiver Story, FR Book, «Азбука» и др. Вклад большинства из них стал, заметен лишь к 4-му кварталу, но ряд марок демонстрирует впечатляющую динамику развития, и не приходится сомневаться, что расстановка сил в этом секторе в 2010 г. значительно изменится.

Явный лидер — марка PocketBook (создан в 2007 г. по инициативе «Украинской полиграфической группы»). За пару лет компания стала основным игроком благодаря оригинальной политике разработки ПО: имеются открытые исходные тексты, инструменты и активное сообщество разработчиков. Как следствие, устройства продуктовой линейки PocketBook не имеют многих ограничений, присущих другим ридерам. В сочетании с адекватной продуктовой стратегией, ценовой политикой и агрессивной рекламой, компании удалось продвинуть устройства PocketBook не только в СНГ, но и выйти и на рынки мировые (PocketBook Global). В России этой марке принадлежит 43% рынка.

Особое место занимают устройства Sony и Amazon. Первая, входя в тройку лидеров продаж (24% рынка), обязана своей позицией активности серого канала: практически 100% устройств, попадающих на российский рынок, поставлены минуя официальный канал. Аналогичная ситуация с книгами Amazon Kindle разных модификаций, но объемы их продаж в России значительно меньше, чем продажи Sony. Основным каналом продаж устройств чтения электронных книг в 2009 г. оставались интернет-магазины. На их долю пришлось более 80% продаж. Доля розничных сетей пока невелика.

Основную массу покупателей ридеров составляют люди, ранее далекие от гаджетов, – обычные пользователи, те самые, которые и составляют становой хребет массового рынка. Это позволяет уверенно прогнозировать значимый рост сегмента в течение ближайших 2-3 лет и сохранение текущих темпов роста еще минимум в течение года, что также будет подковано снижением цен на электронные произведения. SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка электронных книг в России в 2010 г. в 2,3-2,5 раза, до 440-470 тыс. штук. В 5-летней перспективе потенциальная емкость рынка цифровых ридеров, по оценкам аналитиков, составляет не менее 4 млн устройств.