Разделы

Безопасность Телеком Мобильная связь

Россия: провайдеры «закрывают» мобильный контент

Провайдер мобильного контента ЗАО «Мобикон» (торговая марка Infon) завершил внедрение технической DRM-системы (Digital Rights Management) для защиты объектов авторского права. У отечественных контент-провайдеров уже есть опыт применения подобных систем на практике, и, несмотря на то, что, потенциально, система может привести к снижению продаж контента, DRM-решения будут внедряться и другими игроками рынка, полагают эксперты и его непосредственные участники.
«Мобикон» вынужден вводить DRM, чтобы иметь возможность продавать контент тех правообладателей, которые требуют наличия DRM, поясняет руководство компании. Особые надежды компания возлагает на модель Try and Buy, предполагающую возможность пересылки контента с допуском лишь однократного просмотра/прослушивания, после чего человек сможет принять решение о покупке («вирусный маркетинг»). В итоге возможно построение длинных цепочек пересылки контента, в результате которых он будет становиться все дешевле, а пользователи смогут получать часть денег от продаж.

«DRM-системы воспринимаются рынком неоднозначно. Правообладатели относятся к ним в основном положительно, так как технология защищает их от нелегального копирования контента. Вместе с тем она же вызывает и недовольство пользователей, так как контент с помощью Bluetooth и других средств нельзя копировать с телефона на телефон», — рассказал CNews Кирилл Шрамко, генеральный директор ЗАО «Мобикон». «В результате уже имеется движение в обратную сторону. Недавно Apple заключил договор с EMI Music о том, что в интернет-магазине iTunes записи, защищенные DRM, будут продаваться дешевле и будут более низкого качества, а незащищенные — дороже и более высокого», — добавил г-н Шрамко и отметил, что, в целом же, на данный момент российские правообладатели сейчас не требуют наличия DRM. Однако половина зарубежных проводит иную политику.

Кирилл Шрамко: мы хотим иметь возможность продавать контент тех правообладателей, которые требуют наличия DRM
Кирилл Шрамко: Мы хотим иметь возможность продавать контент тех правообладателей, которые требуют наличия DRM
Тем не менее, для того, чтобы такая модель заработала, необходимо согласие правообладателей. «В целом судьба этой технологии в России зависит от правообладателей. Если они займут жесткую позицию с полным запретом на копирование, то DRM не получит развития. Если же более либеральную, то возможно развитие новых бизнес-моделей типа "вирусного маркетинга"», — считает г-н Шрамко. По его оценке, на данный момент около 30% мобильных телефонов в России поддерживают DRM. Соответственно, защищенный DRM-контент для остальных 70% абонентов будет недоступен.

Компания же PlayMobile, одной из первых в России внедрившая DRM, не потеряла абонентов. Более того, Дмитрий Сергеев, президент PlayMobile, считает, что уже в ближайший год минимальный набор DRM-защиты будет у каждого отечественного контент-провайдера. «Мы ввели первую версию DRM несколько месяцев назад и никаких спадов, связанных с этим, не наблюдаем. В нашей версии системы сейчас предусмотрен только запрет на редактирование контента и его перезапись, что никак не отражается на его продажах», — заявил он CNews.

Другие контент-провайдеры также готовятся к внедрению DRM. Кирилл Горыня, генеральный директор компании i-Free, рассказал CNews, что в настоящий момент его компания проводит всесторонние исследования технологических возможностей DRM, своих технологических ресурсов и анализирует их работоспособность применительно к реалиям своего бизнеса. «Мы примем решение о начале коммерческого внедрения системы DRM 2.0 только после завершения этапа исследования. Система, безусловно, позволяет создавать гибкие модели продаж, поэтому может иметь неплохие перспективы для развития».

Г-н Горыня отметил еще один важный фактор, сдерживающий успешное развитие этой технологии: «Производители терминалов не спешат внедрять новую версию DRM, поскольку предыдущая была плохо стандартизована. В результате сегодня лишь небольшое количество моделей телефонов, представленных на нашем рынке, поддерживают DRM. Поэтому ближайшие перспективы коммерческого использования DRM в России пока не совсем ясны».

Между тем аналитики не считают, что внедрение DRM может привести к снижению продаж мобильного контента. С этой точкой зрения, например, согласна Елена Саяпина, аналитик AC&M-Консалтинг. Г-жа Саяпина полагает, что обмен контентом между пользователями у нас не настолько популярен, чтобы это служило препятствием к распространению DRM.

Олег Горбатов