Россия: Банкиры потратили на ИТ-услуги больше чиновников
Исследование IDC показало, что в 2010 г. банки оправились после кризиса и начали больше тратить на ИТ-услуги, опередив по этому показателю госсектор. С прогнозом по объему этого рынка аналитики «промахнулись» на пару лет.Агентство IDC опубликовало годовой отчет о рынке ИТ-услуг в России за 2010 г. и прогнозе его развития на ближайшие пять лет. Согласно документу, объем этого рынка вырос почти на 30% и составил $4,67 млрд. Несмотря на рост, докризисного уровня рынок еще не достиг: по итогам 2008 г. то же IDC оценивало его в $5,22 млрд.
Впрочем, рынок восстановился значительно быстрее, чем ожидали аналитики IDC: в 2009 г. они думали, что лишь в 2013 г. он достигнет показателя в $4,73 млрд.
Лидером по уровню потребления ИТ-услуг в России по итогам 2010 г. оказались финансовые организации – на них пришлось 19,8% от общих затрат. Госсектор в этом году переместился на второе место, потратив 17,5% от общей суммы. Аналитики объясняют это тем, что банки быстро восстановились после кризиса, а в госсекторе, напротив, наблюдался дефицит бюджета, который привел к заморозке ряда проектов.
Телекоммуникационные и энергетические компании также оказались в лидерах по уровню потребления ИТ-услуг - 14,4% и 11,6% соответственно. Наиболее быстро потребление ИТ-услуг росло в секторе розничной торговли, сообщают аналитики.
Автор исследования, аналитик IDC Александр Прохоров, отмечает, что на фоне улучшения экономической ситуации в прошлом году в среднем все типы организаций увеличили свои расходы на ИТ, за счет чего рынок и показал высокий рост.
В IDC также отмечают, что мировой рынок ИТ-услуг в 2010 г. вырос всего на 2,2%, а также - что российский рынок по объему превосходит большинство стран Восточной Европы, однако существенно отстаёт от многих стран Западной Европы. «Из Западной Европы по объёму ИТ-услуг к России наиболее близки рынки Бельгии, Австрии, Норвегии и Финляндии», - говорит представитель агентства.
Самой востребованной ИТ-услугой в России остается системная интеграция, хоть ее доля несколько и снизилась. Ее популярность аналитики IDC связывают с тем, что, решая проблемы, вызванные кризисом, многие организации возобновили проекты, нацеленные на упрощение ИТ-инфраструктуры за счет консолидации избыточных приложений, платформ и ЦОДов.
Наиболее высокие темпы роста среди ИТ-услуг показал консалтинг. Это в IDC связывают с тем, что экономическая ситуация заставила многие организации пересмотреть свои ИТ-стратегии и, как следствие, увеличить объем консалтинга в области ИБ, соблюдения регуляторных норм, а также привлекать внешнюю экспертизу в связи с появившимися новыми формами облачной доставки ИТ.
Долю аутсорсинга в общей структуре ИТ-услуг в 2010 г. аналитики оценивают в 14%. Самый высокий рост в этом сегменте показал хостинг инфраструктурных услуг и аренда ИТ-систем.
В «Армаде» среди основных тенденций рынка отметили рост доли разработки ПО и ИТ-услуг в заказах как финансовых структур, так и госсектора. «Очень активно развивается автоматизация госуслуг, межведомственное взаимодействие, информатизация здравоохранения, реформа ЖКХ и другие. Особенно тенденция роста разработки ПО и ИТ-услуг будет заметна начиная с 2011 г., когда стартовало много новых ИТ-инициатив», - заявил CNews гендиректор «Армады» Роман Кругляков. По его мнению, из финансовых компаний в области ИТ особенно заметен Сбербанк, который в этом году запустил ряд масштабных проектов, например – универсальной электронной карты.
Отчет о конкурентной ситуации на российском рынке ИТ-услуг IDC обещает выпустить в августе. В 2009 г. по данным агентства первую пятерку лидеров составляли IBS, «Крок», «Техносерв», «Ланит» и Epam Systems. В 2008 г. состав был почти таким же, за исключением того, что вместо Epam Systems в пятерку входила «Компьюлинк».