В 2006 г. объем российского рынка мобильного контента составил $408 млн, что на 25% больше, чем в 2005 г. Эксперты и участники рынка отмечают значительное увеличение доли медиаинтегрированного контента (например, SMS-голосований), рост сегмента java-игр, сервисов знакомств и общения. Специалисты приветствуют скорое появление в России сетей 3G, которое должно привести к росту доли «тяжелого» контента, хотя признают, что в первое время сети третьего поколения будут мало востребованы.
По данным агентства iKS-Consulting, объем рынка мобильного контента в России составил по итогам 2006 г. $408 млн. Рост по сравнению с 2005 г. составил 25%, что намного меньше ожидаемого. Предполагалось, что за год абоненты потратят на контент порядка $470 млн.
По мнению старшего консультанта iKS-ConsultingМаргариты Зобниной, 2006 г. «прошел под знаком медиаинтегрированного контента», когда резко повысилась популярность SMS-голосований и других проектов, задействующих ТВ/радио и мобильные технологии.
Основной доход (39%) по-прежнему приносит кастомизация, т.е. закачка музыки на телефоны. Впрочем, прошедший год отмечен значительным ростом сегментов знакомств (общения) и java-игр. «Безоговорочную победу в условной номинации „Прогресс года“ у нас одержали именно игры, отмечает исполнительный директор компании „Никита“ Станислав Борисов. Интерес к ним со стороны наших подписчиков вырос более чем в два раза».
Одной из тенденций 2006 г. была дальнейшая экспансия российских контент-провайдеров на рынки СНГ, где крупные игроки видят серьезные перспективы роста своих доходов. Так, компания «Информ-мобил» за год освоила рынки Казахстана, Таджикистана и Грузии. «Частью зарубежной политики компании является предоставление максимально „свежих“, успешно обкатанных в России услуг, а также полное лицензирование контента (как и на территории РФ)», говорит Дмитрий Тимощенко, исполнительный директор компании «Информ-мобил».
«Во всем мире сервис- и контент-провайдеры задаются одним и тем же вопросом как убедить потребителей перейти от потребления бесплатных и пиратских загрузок на приобретение платного контента», считает Маргарита Зобнина. В этом отношении в России много делается Ассоциацией контент-провайдеров, призванной участвовать в борьбе с незаконным использованием прав на интеллектуальную собственность в области мобильных услуг, а также формировать рынок качественного контента.
Естественно, многих интересует вопрос, как будет развиваться рынок после появления в России сетей третьего поколения. Как говорят специалисты, после расширения пропускной способности сетей ожидается увеличение доли «тяжелого» контента, впрочем, многие выражают сомнения в том, что 3G будет широко востребовано. Скорее всего, даже в большинстве крупных городов в течение нескольких лет 3G будет уступать GSM-сетям, поэтому предложение новых услуг, таких, как видеозвонки, видеоконференции, высокоскоростной интернет, будет существенно ограничено.
«Первые коммерческие фрагменты сетей третьего поколения могут появиться в России уже осенью 2007 г., и, в зависимости от темпов их развития, „Никита“ выберет свою тактику продвижения новых сервисов, тем более, что определенный ассортимент контента для абонентов 3G мы готовы предложить прямо сейчас», заявил Станислав Борисов.
По мысли ключевых участников рынка, мобильное телевидение и LBS-сервисы будут очень интересными направлениями развития контент-услуг, однако инфраструктурароссийских операторов пока не готова к их полноценной эксплуатации. Для мобильного ТВ прежде всего необходимо значительно повысить качество вещания и увеличить площадь обслуживания. Дмитрий Тимощенко отмечает, что «хотя некоторые коллеги уже объявили о запуске услуги „Мобильное телевидение“, вопросы об определении самого сервиса (видео, „телек“ в мобильном и т.п.), его реализации (EDGE или другие возможности), а также о качестве и стоимости еще остаются без четких ответов».
«Мобильное телевидение находится под большим вопросом не только в
России, но и на западных рынках компании ищут предложения, которые
могли бы заинтересовать потребителей, рассказывает Маргарита Зобнина. Компании рассматривают различные варианты предложения общедоступные ТВ-каналы, либо специализированные телеканалы».
Что касается LBS-услуг, то здесь предстоит на порядок повысить точность измерения координат клиента. Наибольший интерес эти сервисы, судя по всему, вызовут у родителей, желающих знать, где находятся любимые чада, а развитие LBS будет поддерживаться раскрытием более точных карт местности, которые ранее на территории России были практически запрещены для использования в гражданских целях. По словам Маргариты Зобниной, этому раскрытию во многом способствовал проект Google Earth.