Россия: на рынке ИБ крупнейшее слияние
Два крупных игрока отечественного рынка защиты информации — «Информзащита» и ОКБ САПР — объявили о слиянии. Группа компаний «Информзащита», разработчик средств ИТ-безопасности, и компания ОКБ САПР, разработчик и производитель средств аппаратной защиты, объявили о слиянии. В результате их объединения будет создана новая группа компаний, название которой пока не сообщается. Не сообщаются и подробности сделки.ГК «Информзащита» — один из лидеров отечественного рынка информационной безопасности. Компания заняла вторую строчку в рейтинге CNews Security 2007: Крупнейшие ИТ-компании России в сфере защиты информации. Ее прошлогодняя выручка составила 1,28 млрд руб. (из них в России — 1,22 млрд руб.) при годовом росте 25%. ОКБ САПР в минувшем году заработало 199 млн руб. при годовом росте 67,5%, разместившись на 16 месте в рейтинге CNews Security 2007.
Несмотря на разницу в оборотах компаний, аналитик CNews Analytics Вадим Ференец склонен называть сделку скорее слиянием, чем поглощением.
В компаниях полагают, что сумеют получить экономический эффект от слияния «достаточно быстро»: «Наши разработки и разработки ОКБ САПР взаимно дополняют друг друга. Объединение позволит создать новые продукты, сочетающие надежность аппаратных и гибкость программных средств защиты, и в кратчайшие сроки вывести их на рынок» — отмечает генеральный директор компании «Информзащита» Владимир Гайкович.
Эксперты полагают, что «Информзащиту» и ОКБ САПР ждет синергия как в маркетинговом направлении, так и в сфере разработки
Сергей Матвеев, генеральный директор ОКБ САПР, также назвал главной причиной объединения двух компаний тот факт, что сильные стороны «Информзащиты» и ОКБ САПР являются взаимодополняющими. «ОКБ САПР — в первую очередь, разработчик и производитель аппаратных средств защиты информации, мы заинтересованы в усилении рыночной составляющей».
«Эти две компании потратили столько денег на конкуренцию друг с другом, что если брать в расчет только их экономию, то эффект будет существенен. Но кроме экономии, у этого альянса есть и иные козыри, связанные с объединением компетенции в разных сферах разработок», — полагает аналитик CNews Analytics Вадим Ференец.
По заключению аналитиков «Информзащиты», российский рынок средств защиты информации пока «далек от состояния зрелости»: в 2007 г. его рост составлял 30%.
Согласно ожиданиям «Информзащиты» и ОКБ САПР, их слияние приведет к значительному росту выручки и прибыльности объединенной компании. По словам Владимира Гайковича, планируется «увеличение выручки от продажи продукции, разработанной совместно, до 1,5 млрд рублей уже в 2009 г. (то есть до объемов совокупной прошлогодней выручки обеих компаний — CNews)».
Особое внимание будет уделено рынку средств идентификации и аутентификации, а также рынку средств криптографической защиты информации. Для этих рынков в ближайшее время появятся новые линейки продукции.
Игроки рынка полагают, что слияние приведет предсказуемому усилению объединившихся компаний. Михаил Башлыков, руководитель направления информационной безопасности компании «Крок» заявил CNews: «Данное объединение усилит позиции ГК “Информзащита” на рынке сертифицированных средств защиты от несанкционированного доступа. А также позволит фактически стать лидером рынка аппаратных электронных замков и программного обеспечения к ним, тем самым увеличив долю своего присутствия в государственных учреждениях».
Вадим Ференец из CNews Analytics ожидает синергического эффекта не только для коммерческих отделов, но и для команд разработчиков объединяющихся компаний: «Например, в случае с ПСКЗИ «Шипка», по разным оценкам, используется не более 10% его потенциальных рыночных возможностей. Это было связано, во-первых, с острой нехваткой у ОКБ САПР программистов, способных работать в операционной среде, как этого микрокомпьютера, так и с «Аккордом» — другой разработкой ОКБ. Во-вторых, эти средства были ориентированы исключительно на российский рынок. А это на взгляд участников рынка и представителей самой компании, как минимум €10 млн упущенных в год. Потенциал программистов «Информзащиты» и обновленный маркетинг способны решить эту задачу.
Хотя конкретный функционал разработок не оглашался, но коммерческом тренды в данном технологическом сегменте вполне очевидны. Например, выводы можно сделать на анализе контракта Aladdin Knowledge Systems с консорциумом Nissan и Renault на поставку нескольких десятков тысяч USB-ключей eToken производства Aladdin Knowledge Systems.
Это позволит им создать безопасную инфраструктуру для работы с онлайн-сервисами, конфиденциальными данными и необходимыми приложениями, используемыми дилерами автопроизводителями по всему миру. Это далеко не полный перечень того, что могут сделать ОКБ САПР и «Информзащита». Важно научиться все это продавать».