Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Россия получила "бронзу" за рост компьютеризации

Россия вошла в тройку стран-лидеров по росту числа пользователей компьютеров, показало недавнее исследование Pew. В то же время, российские аналитики называют приведенные западными коллегами данные не совсем корректными.
Эксперты проекта Pew Global Attitudes опубликовали отчет о проникновении интернета и компьютеров в 17 странах мира. Отчет показал, что по сравнению с 2002 годом пользователей ПК и глобальной Сети стало больше. Интернет становится действительно всемирным, утверждают аналитики.

Опрос проводился среди 700–2000 респондентов в каждой стране в период марта-июня 2005 г. По увеличению числа пользователей компьютеров с 2002 по 2005 г. лидирует Великобритания — 17% (с 59% жителей до 76%). Также этот показатель высок в России (+16%, с 19% до 35%), Турции (+16%, с 23% до 39%), Индии (+15%, с 6% до 21%) и Польше (+13%, с 33% до 46%). По доле пользователей ПК Россия занимает 12-е место, опережая на 4% Иорданию и уступая 4% Турции. Намного медленнее рост шел в США (+2% с 74% до 76%). На первом месте по абсолютному показателю стоят Нидерланды — 84% жителей пользуются ПК дома или на работе, на втором — Канада (79%, +4%), на третьем — США (76%, +2%).

«Мы считаем, что приведенные в отчете Pew данные по России достаточно корректны, — заявила CNews руководитель пресс-службы исследовательского холдинга ROMIR Monitoring Евгения Рубцова. — По нашим данным, в России 23%-25% семей, где есть компьютер, а 17% взрослого населения хотя бы раз в месяц пользуются интернетом. Однако, к сожалению, в отчете не указано, какими возрастными, половыми и т.д. характеристиками обладают респонденты, какова частота их пользования ПК и интернетом. Кроме того, непонятны малое количество исследованных стран и принципы их выбора. Неохваченными остались, например, скандинавские и прибалтийские страны, Южная Корея, у которых весьма высокий уровень компьютеризации».

Рост количества россиян — пользователей компьютеров г-жа Рубцова оценила как достаточно высокий и выразила мнение, что данный показатель в будущем может даже уменьшиться. По ее мнению, наша страна пока характеризуется низким уровнем развития ИТ и доходов населения, особенно старшего поколения. «Из 114 млн взрослых людей в России 50% живут в сельской местности и доходы у них в среднем не сравнимы с развитыми странами», — заявила Евгения Рубцова.

Отметим также, что, по данным ROMIR Monitoring, по сравнению с началом 2005 г. в 4-м квартале в России значительно уменьшилась доля пользователей модемного выхода в интернет — с 43% до 30%. При этом медленно, но уверенно росло число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию (с 32% до 39%), а также доля тех, кто подключается к интернету по широкополосному доступу (с 18% до 23%).

В Великобритании, по данным исследования Pew, за указанный период процент пользователей компьютеров увеличился по большей части из-за женщин — в 2002 году ПК использовали 55% британок, а теперь — 75% (всего на 2% меньше, чем мужчин). В 14 из 16 стран женщины пользуются компьютером гораздо реже сильного пола, только в Канаде и Ливане показатели сравнялись. Самое большое неравенство — в Марокко — 58% мужчин против 36% женщин. В России разрыв составляет 3% — 37% мужчин и 34% женщин, в Пакистане — 14% мужчин и 4% женщин (в среднем 9% в 2005 г.). В Индии, несмотря на её высокую популярность в качестве поставщика услуг аутсорсинга, с компьютерами знакомы только 28% мужчин и 14% женщин, в Иордании — 33% и 28%, Турции — 46% и 33%, Франции — 66% и 57%.

Максим Чудновский, «СберТех»: Внедрение корпоративной сервисной шины данных позволило сократить время вывода продукта в 10 раз
Бизнес

Количество интернет-пользователей росло и в развитых, и в развивающихся странах. Однако разрыв между ними пока остается значительным. В то время как в США, Канаде и странах Западной Европы с Сетью знакомо большинство жителей, в Пакистане и Индонезии этот показатель — менее 10%, в Индии — 14%, в России — 15%. В Польше, Турции и Китае в интернет выходит примерно треть жителей.

Основным фактором наличия доступа являются образование и достаточный доход. Так, в Индии среди тех, кто закончил колледж, 36% пользователей Сети, а среди тех, у кого уровень образования ниже — 14%. В Испании интернетом пользуются примерно 60 из 100 закончивших среднюю школу или институт, в то время как среди тех, у кого начальное образование и ниже, пользователей Сети менее трети. В Нидерландах эти показатели составляют 100% против 60%.

Исследователи отметили рост интереса к интернету со стороны тех, кому за 50 лет. В США и Западной Европе представители старшего поколения обогнали более молодых по темпам роста. В 2002 году более 80% жителей США, Германии и Канады до 30 лет ответили на вопрос о доступе к Сети положительно. Этот показатель вырос во всех странах, больше всего — в Польше, Франции и Великобритании. Среди возрастной группы 50–64 лет рост составил порядка 20% в Западной Европе, США и Канаде. Пользователей от 65 лет тоже стало больше, но ненамного.

В странах с низким проникновением доступа в интернет наибольшее увеличение числа пользователей произошло среди молодежи до 30 лет. В Китае и Индии — на 15%, в Турции — на 23% (56% против 33% в 2002 году). В России наибольший рост данного показателя был отмечен среди 18–29-летних — интернетом пользуется 32% представителей этой возрастной группы против 17% в 2002 году. В возрасте от 30 до 49 лет — 18% против 6%, от 50 до 64 лет — 3% (без изменений), а старше 65 лет — 1% против 0%.