Разделы

Интернет Интернет-реклама

Россия: рынок интернет-рекламы вырос в 2 раза

Рынок интернет-рекламы в Рунете за прошлый год удвоился, превысив отметку в $400 млн. и заняв примерно 4% от суммарного объема медиарекламы. Участники рынка прогнозируют, что в 2008 г. рынок вырастет на 50-70%. При этом не учитываются затраты на продвижение, креатив и онлайн-пиар, подчеркивают специалисты. Суммарные расходы бизнеса на присутствие в интернете еще никем не оценены.

Российский рынок интернет-рекламы в 2007 г. с лихвой оправдал самые смелые прошлогодние ожидания. Специалисты теперь оценивают его в $400–450 млн., хотя по итогам I полугодия большинство из них прогнозировало итоговый объем в $300 млн. В 2006 г. российский бизнес потратил на онлайн-рекламу около $210 млн. (в том числе на контекстную около $110 млн), так что можно в очередной раз говорить об удвоении рынка.

В ходе интернет-конференции, организованной компанией «Финам», руководитель отдела исследований компании «Суп» Борис Овчинников отметил, что с учетом тенденций прошлых лет и объема рынка за 2007 г. в $400 млн или чуть больше, в 2008 г. можно рассчитывать на 60–70% рост. Причем эксперт назвал эту оценку консервативной. Исполнительный директор холдинга eHouse Владислав Улендеев ожидает динамику в 50–60% (при оценке рынка 2007 г. в $400–450 млн.). По мнению гендиректора компании TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, медийная интернет-реклама сегодня занимает около 2,5% от общего объема медиа-размещений, а с учетом контекстного сегмента цифра увеличивается до 4%.

Алексей Басов, генеральный директор компании «Бегун», оценивает прошлогодний рынок контекстной рекламы в $210 млн. и предполагает, что тенденция к ежегодному удвоению этого направления сохранится, по меньшей мере, еще 2–3 года. «При этом замедление роста „контекста“, которое мы наблюдаем, является вполне естественным этапом в развитии сегмента, — говорит Басов. — В начале своего развития рынку достаточно легко показывать колоссальные темпы роста, но с достижением серьезных объемов сохранять прежнюю динамику становится все сложнее». По его словам, мы будем наблюдать замедление темпов роста рынка контекстной рекламы, при этом она продолжит наращивать долю в общем обороте интернет-рекламы. «Связано это с тем, что медийную рекламу, как правило, используют крупные компании, при этом она составляет лишь часть общего рекламного бюджета среди прочих рекламных носителей (ТВ, радио, печатные издания, наружная реклама), — поясняет руководитель „Бегуна“. — Для колоссального же количества компаний малого и среднего бизнеса контекстная реклама зачастую является единственным доступным каналом продаж. Поэтому ее доля в общем обороте интернет-рекламы будет расти».

Директор по исследованиям Mail.ru Федор Вирин считает, что пониженное по сравнению с оффлайновыми медиа давление конкуренции за внимание пользователя будет способствовать дальнейшему увеличению доли медийной интернет-рекламы в общих затратах заказчиков. На самом деле, денег в сегменте и сейчас больше заявленного — в большинстве нынешних оценок учитывается только само размещение, без креатива, поисковой оптимизации и т.д. По оценкам экспертов, эти расходы достигают несколько десятков процентов от цены рекламы.

Деньги в интернет приходят и по другим каналам. «Что касается отношений с бизнесом, то в непосредственной близости от рекламы находятся услуги по PR-поддержке заказчика и проведению маркетинговых акций, — рассказывает Овчинников из компании „Суп“. — Также развивается сервисное направление, в частности, многие компании пытаются решать кадровую проблему с помощью тех услуг по поиску и подбору кадров, которые предоставляют онлайновые сервисы по трудоустройству. Ну а частным пользователям веб предлагает массу возможностей, от платных аккаунтов и SMS-служб до покупки ПО и цифрового контента».

Как «умные» каски и видеоаналитика помогают добиться нулевого травматизма
Энергия ИИ

В целом количественную оценку «нерекламным доходам» специалисты дать затрудняются. В беседе с корреспондентом CNews Борис Овчинников заметил, что развитие пользовательских направлений сдерживается отсутствием у российской аудитории привычки к покупкам онлайновых товаров и услуг и настороженное из-за вопросов безопасности отношение к сетевым платежам.

Что касается модели AdSense for video от Google, то эксперты пока не очень оптимистично оценивают ее перспективы. «Это далеко не первый эксперимент Google, который мы видим, и, я думаю, что пока данная модель не показала своей жизнеспособности, говорить о ее перспективах преждевременно, — считает Алексей Басов из „Бегуна“. — Мы неоднократно были свидетелями того, как успешные на Западе бизнес-модели не смогли реализовать себя на российском рынке. Даже в том случае, если модель заработает, она не получит быстрого распространения и столкнется с конкурирующими игроками, в том числе национальными».