Россия: скидочные сервисы получили тревожный сигнал
Скидочный сервис Bigbuzzy просит признать себя банкротом: компания не в состоянии погасить задолженность перед поставщиками на сумму более 10 млн руб. Эксперты предрекают, что за Bigbuzzy может последовать закрытие и других купонных сервисов.ООО «Бигбаззи», владеющее скидочным сервисом Bigbuzzy.ru, просит признать себя банкротом. Соответствующий иск подан компанией в Арбитражный суд Москвы. В «Бигбаззи» не ответили на запрос CNews.
Просьба о банкротстве может быть связана с невозможностью компании расплатиться с поставщиками. С лета в картотеке арбитражного суда зарегистрировано порядка 40 исков к «Бигбаззи». По подсчетам CNews, истцы в совокупности требуют взыскать задолженность на сумму около 12 млн руб. Из них иски на 3,2 млн руб. уже удовлетворены.
Согласно определениям по уже рассмотренным искам, «Бигбаззи» выступает в качестве агента по продаже товаров и услуг от различных поставщиков со скидкой. Получив деньги за товар, компания должна передать их поставщикам за вычетом агентской комиссии. Однако деньги за реализованные товары так и не были выплачены.
«Бигбаззи» не входит в число крупнейших скидочных сервисов Рунета, лидерами которого являются Groupon, Biglion, KupiKupon и Vigoda.ru, отмечает аналитик «Финам» Леонид Делицын. Однако его банкротство, по мнению аналитика, является тревожным знаком для подобного рода сервисов. В ближайшее время вполне возможно ожидать закрытия других подобного рода проектов, добавляет Делицын. В целом же на рынке есть место только для двух крупных федеральных сервисов и нескольких небольших нишевых служб.
«В условиях, когда бизнес скидочных сервисов является убыточным, компании вынуждены работать на рост аудитории и вкладывать большие деньги в развитие, - говорит Делицын. - Идея состоит в том, чтобы продастся какому-нибудь международному игроку наподобие Groupon, который за счет глобального охвата и имеющихся технологий сделает бизнес прибыльным. Однако пока конкуренция между сервисами обостряется, качество снижается, потребители перестают доверять таким службам, а терпение инвесторов приходит к концу».
Впрочем, бизнес самого Groupon, который в 2010 г. приобрел российский сервис Darberry, также остается убыточным. В 2010 г. чистый убыток компании составил $400 млн, в 2011 г - $300 млн. А при проведении IPO менеджмент Groupon хотел улучшить финансовые показатели за счет применения собственной методики их подсчета, которая, к примеру, не учитывала бы при подсчете прибыли расходы на рекламу. Однако такой подход не был одобрен Американской комиссией по ценным бумагам.