Разделы

Бизнес Телеком

Россиян не поставят на телефонный счетчик

Госдума отклонила поправки к закону «О связи», касающиеся регулирования повременной оплаты за телефонные разговоры. Одна из поправок предполагала распространить право выбора между «повременкой» и фиксированной абонентской платой не только на физических, но и на юридических лиц. Другая же поправка несла в себе революционные изменения: в случае ее принятия операторы-монополисты должны были бы устанавливать телефонные счетчики у своих абонентов. Однако обе поправки не прошли: первую признали неактуальной, а вторая подверглась критики как со стороны Мининформсвязи, так и со стороны телекоммуникационных компаний.
Поправки были предложены депутатами Волгоградской областной думы, которых обеспокоил происходящий сейчас в России процесс введения повременной оплаты за телефонные разговоры. В частности, депутаты выразили недоверие биллинговым системам, используемым традиционными телефонными операторами, и предложили решить данную проблему обязательной установкой у абонентов телефонных счетчиков. По замыслу авторов поправки, подобные счетчики избавили бы абонентов как от возможной «накрутки» счетов со стороны операторов, так и от оплаты звонков взломщиков, совершивших несанкционированные подключения к их телефонным линиям.

Однако данный вопрос стал одним из немногих, по которому представители операторов и Мининформсвязи заняли единодушные позиции. «Во всем мире операторы связи не ставят счетчики на стороне абонентов. Если абонент сомневается в честности оператора, то он сам приобретает такой счетчик, — рассказал CNews источник в одном из крупных российских телеком-операторов. — По оценкам специалистов, принятие такой поправки могло бы вынудить всю отрасль фиксированной связи дополнительно потратить $4–4,5 млрд. на установку таких счетчиков». А в Мининформсвязи считают, что авторы поправки до конца не просчитали последствий своего предложения. «Подобный телефонный счетчик, по сути дела, будет представлять собой полноценный компьютер, да еще и подключенный по защищенному каналу, — полагает представитель ведомства. — Конечно, перспективы заманчивы: счетчик сможет обрабатывать расходы не только на телефонные разговоры, но и на электричество, газ, воду и даже быть посредником в осуществлении электронных выборов. Вот только расходы на создание таких компьютерных сетей лягут на плечи абонентов. Кроме того, все это хозяйство будет в одних и тех же руках, что не может не вызывать беспокойства».

Эксперты предполагают, что при эксплуатации телефонных счетчиков возникнет множество проблем с безопасностью, которые невозможно решить до перехода на цифровые линии. А Мининформсвязи высказывают еще большие опасения: «Счетчики будут иметь прямой выход на биллинговые системы операторов. Поскольку счетчики — это компьютеры, то появляется дорога для взлома операторских систем. А этого допустить нельзя, ведь не случайно ведь компьютеры, содержащие секретную информацию, не подключают к интернету».

Правительство Амурской области перевело систему электронного документооборота на СУБД Postgres Pro
PostgresPro

Неудивительно, что после таких возражений поправка была отклонена. «В конце концов, устанавливать счетчик или нет — должно быть делом добровольным, — заявил CNews источник в регулирующих органах. — Иначе получается лоббирование производителей этих самых счетчиков, которые и будут единственными, кто выиграет от введения обязательной установки».

Отклонена была и поправка, обязывающая предоставить операторам-монополистам возможность выбора корпоративным абонентам между повременной оплатой за телефонные разговоры и фиксированной абонентской платой (безлимитным тарифом). Соответствующая возможность для абонентов-физических лиц была введена Госдумой еще в 2001 году, а впоследствии была закреплена и в новом законе «О связи». Но право выбора не распространяется на абонентов из числа юридических лиц, что и предлагали исправить депутаты. Однако и эта поправка не прошла. «Либерализация рынка связи для корпоративных клиентов уже давно произошла, — полагают в Мининформсвязи. — Например, в Москве почти половина абонентов — юридических лиц пользуется услугами альтернативных телефонных операторов, которые и так предлагают своим клиентам широкий выбор тарифных планов».