Широкому распространению электронной коммерции в России препятствует низкая интернет-культура населения, отмечают в своем новом исследовании специалисты компании SpyLOG.
В декабре этого года SpyLOG завершил масштабное исследование электронной коммерции в русскоязычном интернете. В ходе электронного опроса среди сотрудников 400 российскихинтернет-магазинов выяснилось, что 28% респондентов считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через интернет и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли. Немало хлопот доставляют владельцам виртуальных магазинов и разнообразные проблемы технического свойства (сбои в работе провайдера, необходимость организации доставки товара), с которыми периодически сталкиваются 23% опрошенных.
"Во времена бывшего СССР большой популярностью у населения пользовалась посылочная торговля, напоминает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, географическая протяженность страны, труднодоступность отдельных районов, отсутствие там необходимых покупательских потоков для открытия традиционных магазинов все эти причины обусловливали эффективность и широкую распространенность системы советского «Посылторга». В те времена именно «Посылторг» заменял интернет-торговлю. Уверен, что продвижение электронной коммерции в глубинку страны сегодня обязательно должно идти по хорошо забытому старому пути по пути продаж по каталогам. Традиционные товарные каталоги, конечно, можно и нужно дополнить страницей в интернет, но именно дополнить основу должна представлять каталожная посылочная торговля", считает г-н Аитов.
Между тем, 16% интернет-магазинов намерены в ближайшее время расширить ассортимент предлагаемых товаров (дополнительно от одной до восьми товарных категорий). Такие планы не кажутся абсурдными, поскольку, даже несмотря на возросшую конкуренцию, значительная часть респондентов (60%) признает очевидные преимущества использования альтернативного канала сбыта для увеличения продаж за счет снижения операционных издержек и широкого охвата потенциальных покупателей.
Превратить в конечном итоге это количество в качество помогает эффект постепенного привыкания. Именно поэтому один из двух интернет-магазинов представляет собой онлайн-витрину обычного магазина, и покупатель при желании может сам прийти туда, чтобы приобрести заранее выбранный товар. Причем предварительно оформить заказ, например, в том случае, если нет времени ждать ответа на отправленную заявку, можно и с помощью телефона. Такую возможность предоставляют более 90% интернет-магазинов.
Для того чтобы привлечь покупателя, а таковым, по собственным оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель интернет-магазина, наряду с привычными методами продвижения товара (реклама в печатных изданиях), половина магазинов использует принципиально новые инструменты, как то текстовая и баннерная реклама в интернете. Постоянное повышение эффективности работы поисковых систем привело тому, что в настоящее время 75% интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе, которая не вызывает раздражения у пользователя, так как предлагает посетителю купить нужный товар в нужный момент. Уже сейчас 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в интернете достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета.
Дополнительным стимулом для потенциального покупателя интернет-магазина служит привлекательная цена предлагаемого товара, который, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений. Немаловажным условием для посетителя является не только цена товара, но и приемлемые условия его доставки. Учитывая, что в 42% интернет-магазинов средняя стоимость покупки составляет менее $100, плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой по сравнению с его ценой. Поэтому 32% (а при определенных условиях свыше 70%) магазинов предлагают доставить товар бесплатно, создавая тем самым покупателю дополнительное удобство. Однако, по мнению представителей интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции, оплата заказа производится, преимущественно, в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. Отрадно, что от недобросовестных покупателей пострадало всего 5% респондентов.
Подводя краткий итог исследования, специалисты SpyLOG отмечают следующее: перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение интернет-магазинов в российские регионы. Потенциал столичного рынка, на который сегодня ориентировано 54% интернет-магазинов, практически исчерпан. В то же время, доля интернет-магазинов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза. И принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка, есть надежда, что она будет расти и дальше, отмечают в SpyLOG.