Рост числа пользователей ШПД существенно замедлился. «Билайн» теряет абонентов
В 2013 г. рост числа абонентов ШПД в России составил 7%, что значительно ниже показателей прошлых лет. В денежном выражении рынок вырос на 10% до i110 млрд.Объем российского рынка широкополосного доступа в интернет (ШПД) в частном сегменте в 2013 г. вырос по сравнению с 2012 г. на 10% до i110 млрд. Число абонентов по итогам года составило 27,3 млн, что на 7% выше показателя позапрошлого года, сообщает iKS-Consulting.
Прирост абонентской базы в 2013 г. оказался значительно ниже показателей прошлых лет. В этих условиях операторы решают задачу поддержания темпов роста доходности за счет предоставления абонентам дополнительных услуг и пакетных предложений.
«В своих маркетинговых инициативах в 2013 г. федеральные и крупные региональные операторы продолжили фокусироваться на пакетных предложениях платного ТВ вместе с ШПД и телефонией, тогда как за рубежом предложение услуг уже значительно шире и включает в себя, например, кроссплатформенные решения — возможность просмотра контента на всех устройствах (ТВ, компьютер, планшет, ноутбук, смартфон), решения для «умных домов» и т. д.
Проникновение услуги ШПД в России по итогам года достигло 49%. Уровень проникновения в РФ выше среднемирового показателя (в 2013 г., по прогнозу МСЭ, проникновение ШПД в частном сегменте в мире составило 39%), однако значительно ниже среднего уровня развитых стран (по данным Pew Research Center, в США, например, этот показатель составляет 70%).
Такое отставание объясняется неравномерностью развития телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории России. В крупных городах этот показатель обычно выше 70%, а в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах процент пользующегося ШПД населения достаточно низкий (например, в Дагестане показатель не превышает 11%, а в Ингушетии — 5%).
Лидерами по приросту стали ТТК, «Ростелеком» и «ЭР-Телеком». Абонентская база ТТК выросла на 31% до 1,2 млн абонентов в IV квартале 2013 г., «Ростелекома» — на 15% до 9,8 млн абонентов и «ЭР-Телекома» — на 12% до 2,7 млн абонентов. Основной прирост операторы обеспечили за счет подключения регионов, где проникновение услуги еще не столь высоко, как в центре страны.
Количество абонентов ШПД в России (тыс.), Топ-5 операторов
Абонентская база «Вымпелкома» сократилась на 3% в IV квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. до 2,3 млн абонентов, а МТС — выросла на 3% до 2,3 млн абонентов. «Вымпелком» (работающий под торговой маркой «Билайн») стал единственным провайдером в российском и московском топ-5, показавшим отрицательную динамику абонентской базы.
Крупнейшие игроки рынка ШПД в России
По состоянию на конец 2013 г. средний доход с абонента (ARPU) стабилизировался на уровне i325-350 в большинстве регионов — за исключением Дальнего Востока, отдельных регионов Урала, Юга и Северного Кавказа, в которых он может превышать i500. Стабилизация рынка привела к смещению конкуренции от ценовых войн в сторону мероприятий, направленных на повышение лояльности абонентов, отмечают аналитики.
Московский рынок за 2013 г. вырос всего на 6%, что обусловлено его насыщенностью. Число абонентов в столице по итогам года составило 3,8 млн, проникновение достигло 86%. Наибольший прирост показала компания «Ростелеком» (в том числе за счет консолидации «Центрального Телеграфа»).