Разделы

Бизнес Цифровизация Техника

Rover бросил вызов азиатам

Компания Rover Computers, купившая за $4 млн завод «Арсенал» - одного из ведущих контрактных производителей электроники, - рассчитывает вернуть себе утраченные лидерские позиции на российском рынке ноутбуков. Руководство компании уверено: оптимизация производства приведет к тому, что уже через год Rover войдет в первую тройку поставщиков, увеличив сбыт своей продукции более чем в три раза. Впрочем, эксперты рынка сходятся в том, что компании сделать это будет непросто: конкуренция в массовом сегменте ноутбуков очень жесткая.

Приобретение завода «Арсенал» в г. Александров Владимирской области обошлось компании Rover Computers в $4 млн, озвучил детали сделки Сергей Шуняев, президент Rover Computers. «Финансирование сделки осуществлялось из двух источников — половину составили собственные средства Rover Computers, остальная часть была внесена за счет привлеченного банковского кредита», — рассказал CNews глава компании. Называя событие «знаковым», г-н Шуняев пояснил, что со сделанными инвестициями связаны планы компании по существенному наращиванию производства и сбыта мобильной продукции вендора — ноутбуков, коммуникаторов, UMPC. «Мы не оставляем амбициозных планов снова войти в лидирующую тройку производителей ноутбуков в России и изменить расстановку сил на рынке смартфонов и коммуникаторов, — заявил топ-менеджер. — Наша цель — расти быстрее рынка, сохраняя оптимальный баланс между занимаемой долей и прибыльностью бизнеса».

К концу следующего года в компании рассчитывают на 10–12% рынка ноутбуков (3,4% по данным Gartner за третий квартал 2007 года). По прогнозам Сергея Шуняева, сегодняшние крупные игроки — Acer, Asus — должны постепенно нивелировать свои доли рынка. «Низкая себестоимость сборки по сравнению с Москвой, а с другой стороны — гибкость конфигураций в среднем и высоком ценовом диапазоне модельного ряда позволит нам успешно с ними конкурировать», — полагает он. 

Сергей Шуняев рассказывает о том, когда и почему Rover Computers вернется в лидеры российского рынка ноутбуков

«Низкая себестоимость, безусловно, является одним из главных конкурентных преимуществ, но крайне сомнительно, что при прочих равных российский производитель может соперничать с азиатскими. Локальное производство может помочь с лучшей кастомизацией, но на массовом ноутбучном рынке этот фактор нельзя отнести к ключевым факторам успеха», — возражает Василий Мочар, замдиректора аналитической компании ITResearch, и предлагает компании Rover сфокусироваться на «правильном» целевом рынке. «Возможно, ставка делается на обязательный рост рынка и на ожидаемое более активное подключение к ноутбучному рынку потребителей государственного сектора, — рассказал CNews эксперт. — Их вклад в рынок может в среднесрочной перспективе ощутимо увеличиться. И нюанс в том, насколько силовые министерства и другие ведомства будут вынуждены закупать продукцию именно отечественных производителей. Если исходить из этой логики, то наращивание предложения продукции, действительно произведенной в России, выглядит своевременным и логичным».

Впрочем, в условиях, когда рынок ноутбуков растет быстрыми темпами, аналитики считают инвестиции в него оправданными. По мнению Сергея Савина, аналитика J&P, оптимизация производства с учетом растущего спроса на мобильные компьютеры, может позитивно сказаться на рыночном положении вендора. «По нашей оценке, в 2008 году рынок ноутбуков может превысить отметку в 3 млн. устройств. Но хочу заметить, что конкуренция здесь очень жесткая. Помимо тайваньских компаний, за лидерство борется японская Toshiba. У компании Asus есть потенциальная „бомба“ в бюджетном сегменте — модель Eee, которая может существенно поменять существующий рыночный расклад. Да и Acer готова жестко отстаивать свои рыночные позиции, — считает эксперт. — Вместе с тем стоит предположить, что компания не будет полностью концентрироваться на производстве мобильных устройств, а займется выпуском иных товаров из области потребительской электроники».

Виктор Урусов, «Скала^р»: Крупный бизнес и госсектор отказываются от точечного импортозамещения

Цифровизация

В течение следующего года планируется частичное переоборудование производства на «Арсенале» для того, чтобы оптимально загрузить его мощности по выпуску компьютерной техники и медиаустройств — на это Rover потратит еще около $1 млн. «Таким образом, выпуская в месяц более 50 тыс. наших устройств, мы сможем контролировать те доли и осваивать те рынки, которые для нас интересны и прибыльны», — отметил Сергей Шуняев. Максимально завод способен выпускать более 1 млн единиц высокотехнологичной продукции в год. Напомним, что сейчас на заводе, помимо сборки ноутбуков и коммуникаторов, налажено контрактное производство MP3-плееров, ЖК- и ЭЛТ-телевизоров, DVD-плееров. По словам Алексея Бочарова, генерального директора «Арсенала», около половины всего объема производства в штучном выражении по-прежнему будет оставаться за контрактниками — AKAI, LG и другими. «Инвестиции в завод вдохнут в него новую жизнь, — рассказал CNews г-н Бочаров, — ведь последние два года у нас была непрерывная борьба за выживание. Нам это даст новые возможности для развития и расширения бизнеса, связанного с контрактным производством. Если Rover выполнит анонсированные планы хотя бы на 80%, мы получим двукратный рост выручки и по другой продукции. Именно это стало основной причиной, по которой мы пошли на эту сделку».

Отметим, что в Rover Computers рассматривают варианты и внешнего финансирования. Как стало известно CNews, потенциально бизнес-партнером компании может стать китайская Lenovo. Сергей Шуняев, не называя конкретных имен, подтвердил, что активно ищет будущих партнеров по бизнесу как внутри страны, так и за ее пределами. «Наибольшие надежды в этом плане мы связываем с Китаем, который практически становится законодателем мод в компьютерной индустрии в мире», — уточнил он.

Учебный центр CNews, курс: «Стартап-менеджмент – новый подход к решению сложных задач в условиях жесткой конкуренции» 4 - 5 декабря