Разделы

Бизнес

Рунетчики покупают для настроения

Новое исследование показывает, что большинство российских пользователей интернета рассматривает совершение покупок скорее как развлечение, нежели необходимость. Новые технологии – вторая по популярности статья расхода у рунетчиков, а на первом месте – одежда, причем часто ее покупают для того, чтобы поднять настроение.
Согласно результатам недавнего онлайнового исследования, проведенного компанией ACNielsen среди интернет-пользователей в 42 странах мира, почти три четверти взрослых жителей России рассматривают шоппинг в качестве развлечения и приятного времяпрепровождения. Не исключено, что это вызвано более высокой уверенностью россиян в экономике страны и позитивным настроем относительно своего благосостояния, а также так называемой «розничной революцией», повлекшей модернизацию российского рынка розничной торговли.

В ходе исследования было выяснено, что 72% российских пользователей Сети относят себя к группе потребителей, совершающих покупки ради развлечения и, по меньшей мере, периодически заходят в магазины ради развлечения, а не в силу необходимости. Около 24% респондентов заявили о том, что развлекаются совершением покупок раз в месяц или чаще, в то время как 19% респондентов делают это, как минимум, раз в неделю.

Михалис Христу, управляющий директор компании ACNielsen в России, Украине, Беларуси, странах Балтии и Казахстане, считает, что появление в России любителей развлекательного шоппинга обусловлено возникновением среднего класса, обладающего относительно высоким уровня дохода. Это хорошая новость для операторов розничной торговли, которые могут предпринять необходимые меры для повышения привлекательности процесса совершения покупок. Достаточно крупный пул потребителей открывает широкие возможности для ритейлеров. В частности, позиционирование брендов сетей и шоппинга в качестве определенного «опыта» или «события», нежели рутинной необходимости, может привлечь большее число потребителей, совершающих покупки ради развлечения.

В России стремления зарождающегося «сообщества» любителей развлекательного шоппинга направлены на предметы гардероба. Почти 49% респондентов говорят о совершении покупок одежды для развлечения, причем 9% утверждают, что это их любимое времяпрепровождение. Согласно данным ACNielsen, 70% располагаемого дохода россиян приходится на предметы гардероба, в то время как аналогичный глобальный показатель составляет 40%.

Бакалейные товары являются еще одним объектом развлекательного шоппинга в России. Исследование показывает, что 43% респондентов получают удовольствие, покупая продукты питания, причем 15% называют этот процесс своим любимым занятием.

23% респондентов говорят о том, что они не получают удовольствия от приобретения продуктов, называя этот процесс рутинной необходимостью. Количество россиян, покупающих продукты питания по необходимости, сильно отстает от среднего показателя других стран мира, который составляет 65%.

Георгий Джабиев, T1 Облако: Надежность решений зависит не от технологий, а от подхода к организации ИТ-инфраструктуры
Маркет

Исследование выявило еще одну разновидность шоппинга для развлечения — так называемый «терапевтический шоппинг», который определяется как поход в магазин с целью достижения эмоционального или психологического подъема. Достаточно большое число рунетчиков относит себя к этой группе покупателей: 40% респондентов описывают свое желание приобрести предмет одежды как «терапию», и 24% респондентов ищут утешения в приобретении продуктов питания.

Для сравнения: исследование показало, что доля любителей терапевтического шоппинга, сфокусированных на одежде, в среднем во всем мире не превышает 18%, а доля любителей терапевтического приобретения продуктов питания составляет лишь 10%.

Уровень дохода не влияет на отношение к развлекательному шоппингу, но интенсивность покупок определяется уверенностью потребителей в экономике страны и в их личном благосостоянии. Исследование уровня потребительского доверия, проведенное компанией ACNielsen в ноябре 2005 года, показало, что 61% взрослого населения России говорит о позитивном восприятии личного благосостояния в течение следующего года, а 40% респондентов признают, что это хорошее время для совершения покупок. Исследование показало, что после всех необходимых выплат россияне продолжают располагать относительно высоким доходом и тратят его на одежду (70%), технологически новинки (51%) и развлечения (37%).

Тренинг по теме "Маркетинг и PR в российской зоне Интернет"

Несмотря на то, что уровень заработных плат и, следовательно, покупательская способность россиян значительно ниже аналогичного показателя в странах Западной Европы, россияне облагаются относительно низким подоходным налогом (13%), они менее охотно откладывают деньги (27%), и лишь небольшая часть жителей России выплачивает долги (33%). Так что у них есть деньги, которые они готовы тратить, утверждают исследователи. При этом, однако, в исследовании не приводится статистика отдельно по онлайновому и оффлайновому шоппингу. Стоит отметить, тем не менее, что российский рынок B2C в России далек от насыщения, кроме, пожалуй, московского региона, так что говорить о том, что интернет-торговля теснит розничные сети в масштабах всей страны, пока не приходится.

Надежда Генина