Рынок Business Intelligence будет расти
Выступая 3 февраля на ежегодной конференции в Амстердаме, посвященной Business Intelligence (BI) – инструментам для анализа деловых данных, бизнес-аналитике, - специалисты аналитической компании Gartner назвали четыре основных движущих силы, способствующих сегодня росту рынка BI, а также указали на типичные препятствия, мешающие успешному внедрению таких систем. По словам представителей Gartner, положение на европейском рынке BI-систем в 2004 году продолжит стабилизироваться: рынок вырастет на 7,3%, а совокупные темпы годового роста (CAGR) в период по 2007 год достигнут 8,2%."По всем признакам, европейский рынок BI-систем на протяжении следующих нескольких лет продемонстрирует стабильный рост, - отметил Фабрицио Бискотти (Fabrizio Biscotti), аналитик Gartner, специализирующийся на рынке ПО.- Однако Европа по-прежнему отстает от США по темпам внедрения технологий BI. Кроме того, наблюдается следующая тенденция: компании больше склонны внедрять BI-функциональность, предлагаемую вместе с другими программными продуктами – ERP-системами или базами данных, чем покупать BI-системы сами по себе. Эта тенденция будет наблюдаться и в дальнейшем, представляя существенную угрозу традиционным разработчикам BI-решений".
Крупнейшим в Европе рынком BI-систем по доходу от продаж лицензий по-прежнем будет Великобритания: BI-сегмент вырастет здесь на 8,6% - с $157 млн. в 2002 году до $238 млн. в 2007 г., в основном, за счет стабильного положения британского сектора финансовых услуг и деятельности британских штаб-квартир европейских компаний. В Германии совокупные темпы годового роста (CAGR) в период по 2007 год достигнут 7,8%, а прогнозируемый объем рынка BI - $148 млн., что сделает его вторым по величине в Европе. Лидирующие позиции компании SAP на германском рынке ERP-систем, а также внедрение BI-инструментов в свои ERP-продукты, составит серьезную конкуренцию разработчикам отдельных BI-систем. Франция, одна из первых в Европе стран, где получили распространение BI-технологии, останется на 3-м месте. CAGR здесь составит 7,8% в период с 2002 года по 2007 год, а объем рынка достигнет в 2007 году $121 млн.
По мнению специалистов Gartner, четыре основных фактора заставляют компании добиваться большей прозрачности в отражении внутренних процессов, протекающих в их бизнесе. Во-первых, это соблюдение требований законодательства, в частности, подписанного 30 июля 2003 года президентом Бушем закона о борьбе с корпоративным и бухгалтерским мошенничеством (Sarbanes-Oxley Act), согласно которому все компании, находящиеся в листинге бирж Америки, в том числе и иностранные, обязаны привести стандарты корпоративного управления в соответствие с американской моделью. В Британии с 1 ноября прошлого года вступил в силу обновленный Объединенный кодекс корпоративного управления (The Combined Code on Corporate Governance), менее жесткий, чем американский закон Сарбейнса-Оксли, и обеспечивающий компаниям большую гибкость при соблюдении его требований. В других странах также приняты подобные законы, обязывающие компании быть более открытыми и своевременными во всех вопросах, касающихся внешней отчетности.
Второй фактор, заставляющий компании обращаться к инструментам бизнес-аналитики – это недостатки ранее внедренных ERP-систем. По оценкам Gartner, многие компании еще в 90-х гг. начали использовать ERP-системы, которые хоть и способствовали усовершенствованию системы документооборота, но почти не затрагивали процессы корпоративного управления – такие, например, как подготовка годовой бухгалтерской отчетности, - которые теперь требуют больше времени, денег и становятся все более оторванными от бизнеса компании.
В-третьих, спад в экономике заставляет компании избегать неточностей и погрешностей в определении расходной части бюджета, а также расчетах различных показателей и индикаторов. Кроме того, по оценкам Gartner, к 2012 году компаниям придется обрабатывать в 30 раз больше данных, чем в 2002 году. Человеку подобные объемы не под силу, и поэтому нужны более точные инструменты обработки и анализа критичной для бизнеса информации.
Последний, и немаловажный фактор, - это конкурентоспособность. Избежав задержек, связанных с обработкой данных, компании смогут использовать в конкурентной борьбе самую свежую информацию – по определению Gartner, смогут работать в режиме реального времени (станут так называемыми Real-Time Enterprises).
Максим Кыркунов, C3 Solutions: Высоконагруженные ЦОДы становятся трендом сегодняшнего дня
Что же мешает успешному использованию BI-систем? Как полагают в Gartner, это, во-первых, сами офисные служащие: менеджеры среднего звена зачастую опасаются, что стандартизированные BI-системой данные и результаты анализа поставят под угрозу доверенную им власть – они уже не смогут прикрыться собственными данными и сделанными на их основе выводами. Поэтому нередко именно менеджеры среднего звена явно и неявно противятся внедрению BI-инструментов.
Во-вторых, во многих компаниях не хотят связывать себя долгосрочными проектами по внедрению масштабных систем, которые не обеспечивают быстрого возврата вложенных в них средств. В результате интегрирования различных информационных систем возникают серьезные проблемы с их взаимодействием, из-за чего BI-решения могут не отражать состояние всей компании в целом. Еще одна проблема, которая может возникнуть при внедрении BI-систем – это скрытые расходы, которые они могут выявить, что не очень вдохновляет менеджеров. Кроме того, полномасштабно внедренная BI-система существенно изменяет процесс управления компанией – так же, как ERP-система. Многие компании уже имеют опыт внедрения таких «мега-проектов», и часто их руководство очень скептически относится к возможным преимуществам от таких изменений.
Что касается российского рынка, то, по словам аналитика РБК СОФТ Олега Грановского, аналитические системы, особенно предназначенные для бизнес-прогнозирования, пока что не очень востребованы. "Дело в том, что большинство отечественных компаний еще просто не накопило достаточно данных для эффективной работы систем BI, - говорит г-н Грановский. - Но теоретически многие наши клиенты уже начинают интересоваться этими продуктами".
Источник: собственная информация CNews.ru с использованием материалов компании Gartner.