Разделы

Геоинформатика

Рынок навигационных услуг растет за счет спроса на определение местоположения внутри зданий

По данным исследования аналитической компании Berg Insight, мировой рынок навигационных услуг будет расти в течение следующих нескольких лет, главным образом за счет формирующегося сегмента навигационных систем, работающих внутри зданий.

Как отмечают аналитики компании Berg Insight, рынок платформ для определения местонахождения растет в основном благодаря повышенному спросу на новейшие средства защиты и изменениям в законодательстве. Это приводит к росту инвестиций в разработку и закупку навигационных технологий, которые позволяют определить местонахождение любого мобильного устройства. При этом, рост спроса на коммерческие услуги, основанные на определении местоположения, не будет оказывать существенного влияния на рынок технологий позиционирования по сигналам сотовой сети. Это связано с тем, что массовый рынок коммерческих услуг теперь ориентируется на альтернативные источники определения местоположения, например GPS или сигналы Wi-Fi.

Операторы мобильной связи проявляют интерес к навигационным услугам, способным снизить риски мошенничества, обеспечить безопасную аутентификацию и возможность совершать мобильные платежи. Все больше и больше операторов мобильной связи по всему миру развертывают пассивные платформы определения местоположения мобильных устройств, которые не требуют для работы использования коммуникационных ресурсов сотовой сети. Эти платформы подходят для оказания различных услуг, начиная от рекламы и анализа большого объема данных до создания систем коллективного оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Одна из основных тенденций на рынке услуг по определению местоположения – это рост инвестиций в технологии позиционирования внутри помещений. «Поддержка разнообразных навигационных услуг в здании и сценариев их использования, например экстренное оповещение, навигация внутри гипермаркета и т.п., требуют разных подходов , - говорит старший аналитик Berg Insight Андре Мальм. - Различные потребности каждого сегмента рынка, привели к нескольким параллельным путям развития».

Так, для достижения плавного перехода между наружной (на улице) к внутренней (внутри зданий) навигации требуются телефоны, использующие гибридные технологии определения местоположения. Данная технология может использовать сигналы GPS/ГЛОНАСС, данные мобильной сети и Wi-Fi вместе с данными, поступающими от датчиков самого телефона: гироскопа, акселерометра, компаса, высотомера, фотокамеры и т.д. Некоторые торговые компании уже используют точки доступа Wi-Fi и Bluetooth-маяки для обеспечения высокой точности позиционирования и указания на точки продажи того или иного товара и места оказания различных услуг.

Согласно исследованию Berg Insight, на глобальном рынке уже работают более 100 компаний, которые предлагают различные решения для оказания услуг, связанных с определением местоположения внутри зданий. Клиентами таких компаний являются выставочные центры, торговые сети, производители телефонов, операторы мобильной связи и др. Основная цель состоит в привлечении клиентов и создании комфортных условий для пользования услугами крупных аэропортов, гостиниц торговых центров, выставок, конференций и т.д. В настоящее время по всему миру насчитывается около 150 тыс. торговых центров и транспортных узлов, которые могут стимулировать рынок платформ для навигации внутри зданий. Как ожидается, рынок будет демонстрировать совокупный ежегодный темп роста на уровне почти 50% и достигнет в 2018 году ?150 млн.

Павел Ахметчанов, Т-Банк: Онлайн-доски борются не друг с другом, а с неудобными процессами
ИТ в банках

Но, хотя рынок и набирает обороты, по мнению экспертов Berg Insight, широкое распространение технологий может занять несколько лет, поскольку до сих пор остается некоторая неопределенность в выборе стратегии развертывания новых навигационных платформ и бизнес-планов по их использованию. Многие разработчики чипсетов и навигационных систем, такие как Broadcom, Qualcomm, Pole Star, SenionLab, Apple и Google участвуют в разработке гибридных технологий определения местонахождения, которые могут работать в помещении. Другие компании делают ставку на совершенно новые подходы. Например компания ByteLight использует для навигации фотокамеры в телефонах и модифицированные светодиодные лампы в помещении, а технология IndoorAtlas основана на использовании компаса и обнаружении магнитных аномалий внутри зданий.

Как бы то ни было, масштабное распространение новых услуг, связанных с навигацией, породит огромное количество новой информации, которая будет использоваться в геоинформационных системах нового поколения. В будущем геопространственные данные станут основой самого различного бизнеса, и сегодня как раз формируются базовые технологии, которые обеспечат переход к следующему этапу интеграции навигационных технологий в экономику.

Михаил Левкевич