Рынок онлайн-туризма под угрозой: Россияне стали меньше путешествовать на Новый год
Планировать путешествия в интернете становится все популярнее - туристический онлайн рынок в России за 2013 г. вырос на 33%. Однако темпы роста всего рынка туризма в этом году снизились, во многом из-за уменьшения спроса на новогодние путевки.Рынок онлайн-путешествий в России за 2013 г. вырос на 33% и достиг объема в $8,3 млрд. Продажи авиабилетов и мест в гостинице через интернет увеличиваются, несмотря на негативные тенденции на туристическом рынке России в целом.
Так, в 2013 г. уменьшился объем предновогодних продаж в туристическом секторе, сообщил Александр Сизинцев, генеральный директор сервиса Biletix. Из-за этого некоторые метапоисковые системы, самыми популярными из которых в России сейчас являются Aviasales и Skyscanner, были вынуждены пойти на рекордное снижение цен, а туристические онлайн-агентства понесли значительные убытки.
Еще одной характерной тенденцией стало снижение маржинальности бизнеса за счет уменьшения комиссий от авиакомпаний. Например, в середине 2013 г. «Аэрофлот» снизил агентскую комиссию до 4%, а с января 2014 г. она станет нулевой. При этом многие авиакомпании, по мнению Сизинцева, в 2014 г. поступят так же.
Снизилась и популярность железнодорожных билетов - их продажи составляют только 10% от всего объема онлайн-рынка путешествий. Однако они не исчезают бесследно, а просто вытесняются спросом на авиаперевозки. Билеты на самолет являются самой популярной статьей онлайн рынка путешествий - на нее приходится 57% всего годового оборота в 2013 г.
Пассажиры все чаще отдают предпочтение авиаперевозчикам на средних и длинных расстояниях благодаря выходу на рынок лоукостеров. Так, в 2013 г. регулярные авиаперевозки Москва - Лондон стала проводить британская компания EasyJet. А в 2014 г. «Аэрофлотом» анонсировано создание отечественной компании-лоукостера под названием «Добролет», потому данная тенденция должна усилиться.
Объем российского онлайн рынка путешествий в 2013 г. по сегментам
Источник: Biletix, 2013
Кроме билетов на железнодорожный и авиатранспорт, онлайн рынок путешествий зарабатывает на бронировании и оплате отелей (29% от всего объема онлайн рынка туризма России) и продаже комплексных туристических пакетов (4%). Последние пока пользуются значительно большей популярностью в офлайн агентствах. Так, продажи комплексных туров в интернете за 2013 г. составили $0,3 млрд, в то время как офлайн агентства привлекли за них $18 млрд.
Александр Сизинцев одной из возможных причин непопулярности комплексных туристических пакетов в интернете называет отсутствие на рынке глобального travel-проекта, предлагающего пользователям полный комплекс возможных туристических услуг.
Объем всего туристического рынка России (не только онлайн) в 2013 г. по предварительным прогнозам составит $45 млрд, а темпы его роста - 12%, сообщил Александр Сизинцев. В прошлом году динамика роста туристического рынка была выше - за 2012 г. он увеличился на 14%, информировал тогда J'son & Partners Consulting.
Для желающих планировать свои путешествия в интернете немаловажной является и возможность купить онлайн страховой полис. Дмитрий Мигачев, директор по партнерским онлайн-продажам «Альфа Страхование», сообщил CNews, что на онлайн-продажи пришлось 40% всех реализованных страховых полисов компании для туристов и пассажиров по итогам 3 квартала 2013 г. При этом всего за этот год, по предварительным оценкам, через интернет будет продано более 1 млн страховых полисов «Альфа Страхования». Темп роста в сравнении с 2012 г. составил 90%.
Тем не менее, особенностью онлайн-продаж страховых полисов остается их невысокая стоимость. Покупатели, как правило, выбирает полис стоимость в 300-400 рублей и не хотят приобретать онлайн более дорогие программы страхования, отмечает Мигачев.
Это отчасти обусловлено тем, что медицинская страховка порой является просто навязанной услугой, без которой невозможно оформить некоторые визы, например шенгенскую. Тем не менее, граждане сейчас все чаще оформляют медицинскую страховку добровольно, особенно при поездках в экзотические страны. Например, по данным «Альфа Страхования», 88% выезжающих в Коломбо (Шри-Ланка) и 67% в Бангкок (Таиланд) приобретают страховые полисы.