Рынок ПК падает, восстановления не видно
Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. упали, по самым пессимистичным оценкам, на 7,1%. Ожидалось, что спад будет более существенным, но его вновь смягчили дешевые компьютеры и нетбуки. Однако признаков востановления покупательской активности пока нет, говорят аналитики.Мировые продажи персональных компьютеров в 1-м квартале 2009 г. в численном выражении сократились по сравнению с 1-м кварталом прошлого года на 6,5% до 67,2 млн штук, сообщает предварительные результаты Gartner. По данным IDC, продажи ПК, включая настольные и мобильные системы и исключая серверы, сократились за этот период на 7,1% до 63,4 млн штук. Но даже эта цифра оказалась лучше ожиданий.
Однако на восстановление потребительской активности пока рассчитывать рано, говорят в Gartner. «Компании приступили к пополнению складских запасов. Это пока еще не означает, что потребительский спрос начал увеличиваться», - замечает директор по исследованиям Gartner Джордж Шиффлер (George Shiffler). «Обстановка все также туманна», - добавляет он. Напомним, позавчера при объявлении финансовых результатов корпорации Intel ее исполнительный директор Пол Отеллини (Paul Otellini) заявил, что мировые продажи компьютеров в 1-м квартале 2009 г. преодолели низшую точку, и спрос на них начал повышаться. Тем не менее, в Intel пока нет прогнозов относительно даже ближайшего будущего.
Первая пятерка крупнейших поставщиков сохранилась в прежнем составе. Компания HP из расчета объемов поставок заняла 19,8% мирового рынка. За первые три месяца текущего года она реализовала 13,3 млн персональных компьютеров, на 2,6% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Доля компании Dell сократилась почти на 17% до 13,1%. Второму по величине компьютерному вендору в1-м квартале удалось продать 8,79 млн систем. Сократилась доля и китайской Lenovo, хотя и менее значительно. Acer и Toshiba показали хорошие результаты – их доли за год увеличились на 26,7 и 18,4% соответственно.
Предварительные объемы продаж ПК в мире за 1-й квартал 2009 г., млн штук.
Вендор | Продажи в 1-м кв. 2009 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) | Продажи в 1-м кв. 2008 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) | Рост за год (%) |
HP | 13305 | 19,8 | 12974 | 18,1 | 2,6 |
Dell | 8789 | 13,1 | 10579 | 14,7 | -16,9 |
Acer | 8758 | 13 | 6911 | 9,6 | 26,7 |
Lenovo | 4430 | 6,6 | 4798 | 6,7 | -7,7 |
Toshiba | 3688 | 5,5 | 3115 | 4,3 | 18,4 |
Другие | 28239 | 42 | 33467 | 46,6 | -15,6 |
Всего | 67209 | 100 | 71846 | 100 | -6,5 |
Источник: Gartner (апрель 2009)
«Общий рост продаж обусловлен высоким спросом на дешевые компьютеры», - замечает старший аналитик Gartner Микако Китагава (Mikako Kitagawa). Дешевые компьютеры и мини-ноутбуки, в частности, сохранили прежний объем продаж на американском рынке – здесь продажи за год сократились на незначительные 0,3%. В первую пятерку поставщиков на рынке США вошли Hewlett-Packard, Dell, Acer, Apple и Toshiba. Доля HP за год на рынке США увеличилась на 11,1%, Acer – на 49,4%. Доля компании Apple сократилась на 1,1%. По словам аналитиков, на продажах Apple сказались более высокие цены на ее продукцию. Однако, в отличие от рынка США в целом, на котором средняя стоимость ПК за год сократилась на 20%, средняя стоимость компьютеров Macintosh не изменилась.
Европейскому рынку повезло меньше. За год здесь было зафиксировано двузначное падение продаж – на 10,2%. Всего в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в 1-м квартале 2009 г. было продано 22,7 млн компьютеров. Как отмечают аналитики Gartner, такого падения продаж регион еще не видел. По данным IDC, рынок EMEA сократился впервые с 2001 г. Спрос упал на все виды компьютеров и в особенности на профессиональные системы.
Предварительные объемы продаж ПК в США за 1-й квартал 2009 г., млн штук
Вендор | Продажи в 1-м кв. 2009 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2009 г.(%) | Продажи в 1-м кв. 2008 г. | Доля рынка в 1-м кв. 2008 г.(%) | Рост за год (%) |
HP | 4228 | 27,7 | 3804 | 24,8 | 11,1 |
Dell | 3996 | 26,2 | 4775 | 31,2 | -16,3 |
Acer | 2076 | 13,6 | 1389 | 9,1 | 49,4 |
Apple | 1135 | 7,4 | 1148 | 7,5 | -1,1 |
Toshiba | 1005 | 6,6 | 840 | 5,5 | 19,6 |
Другие | 2837 | 18,6 | 3371 | 22 | -15,8 |
Всего | 15276 | 100 | 15327 | 100 | -0,3 |
Источник: Gartner (апрель 2009)
Продажи компьютеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе составили 18,2 млн штук, что на 5,5% меньше по сравнению с 1-м кварталом 2008 г. Японские продавцы не скупились на рекламу и розничные акции, поэтому потребительский сектор здесь пострадал в меньшей степени, чего нельзя сказать о профессиональных системах. В Японии продажи компьютеров сократились на 3,8% до 3,6 млн штук. Благодаря низкой стоимости мини-ноутбуков и доступных цен на мобильные ПК начального класса розничный спрос на компьютеры в Японии в 1-м квартале года вырос на 17%. Однако он был нивелирован падением продаж корпоративных систем.
В Латинской Америке продажи компьютеров сократились на 12,4% до 5,5 млн штук. Поставщики в странах этого региона к концу 2008 г. запаслись чрезмерными объемами продукции и на фоне низкого спроса не спешат делать новые заказы.
По прогнозу Gartner, рынок ПК в 2009 г. сократится на 12% до 257 млн компьютеров. Если прогнозы сбудутся, в 2009 г. рынок ПК переживет сильнейшее падение за всю свою историю, предупреждают эксперты. Что же касается форм-факторов, то предполагается, что из этих 257 млн систем около 156 млн составят мобильные ПК и около 101 млн – настольные. Продажи первых за год увеличатся на 9%. Продажи десктопов упадут на 32%.