Рынок российской электроники рухнет на 30%
В связи с кризисом заказчики электронной аппаратуры резко сократили потребление, констатируют эксперты. В 2008 г. российские производители электронной аппаратуры в два раза снизили темпы роста. В 2009 г. рынку грозит спад на 30%.Объем рынка электронных компонентов в России в 2008 г., по данным ИД «Электроника», составил $1,72 млрд, увеличившись за прошедший год на 16%. Эксперты отмечают резкое снижение динамики рынка – по итогам 2007 г. рост составлял 30%. Тем не менее, в 2008 г. практически все сегменты рынка показали положительную динамику. Сильнее других выросло потребление компонентов для потребительской (28%), промышленной (18%) и военной (18%) электроники. Спад наблюдался лишь в сегменте торгового оборудования (-10%).
Прогноз, который дают эксперты на 2009 г., предполагает, что объем рынка сократится на 15% и составит $1,46 млрд, что будет даже несколько меньше показателя 2007 г. Сильнее других спад ощутят производители оборудования связи (-20%), автоэлектроники (-20%), торгового оборудования (-20%) и систем безопасности (-15%). В плюсе будут лишь производители потребителькой электроники, чьи продажи, как прогнозируется, увеличатся на 10%. «Этот прогноз является оптимистичным, - говорит Иван Покровский, генеральный директор ИД «Электроника». - По итогам первого квартала мы считаем более реалистичным, что рынок сократится на 30%».
ИД «Электроника» считает компоненты, закупаемые российскими производителями для установки на печатную плату (без учета компонентов, закупаемых для целей ремонта). «Это компоненты, которые куплены российскими компаниями для производства аппаратуры в России», - говорит Покровский. Объем российского рынка производства электронных компонентов, поставляемых на внутренний рынок, по его словам, составляет около $300 млн. Объем экспорта российских производителей компонентов – около $100 млн.
Распределение продаж российской электронной аппаратуры по группам продукции
Российские производители компонентов чувствуют себя более спокойно, нежели производители готовых изделий – потребители компонентов. Это связано с тем, что рынок госзаказа, на котором в основном работают российские производители компонентов, пока остается достаточно стабильным. Заказчики, которые потребляют значительную часть готовой электронной продукции российского производства, это промышленные предприятия, операторы связи и автопредприятия. Первые и вторые, по словам Покровского, приостановили инвестиции в модернизацию: «операторы связи в несколько раз сократили свои расходы на покупку оборудования». Остановка производителями автомобилей своих конвейеров, по подсчетам ИД «Электроника», привела к спаду на рынке автоэлектроники в первом квартале на 80%.
«Спрос на российскую электронику падает очень сильно, - говорит Иван Покровский. – Но сохраняются очень хорошие возможности для подъема потребительской электроники». Многие иностранные компании, по его словам, готовы к локализации своих производств в России.