Разделы

ПО Софт Бизнес Цифровизация

SaaS "разогрел" рынок CRM

По оценкам Gartner, мировой рынок CRM-систем в 2007 г. вырос на 23,1% и достиг $8,1 млрд. В Gartner прогнозируют, что самое большое влияние на рынок CRM окажут социальные сети, технологии организации совместной работы и так называемое социальное ПО.

По оценкам Gartner, мировой рынок CRM-систем (программных продуктов для управления взаимоотношениями с клиентами) в 2007 г. достиг в денежном выражении $8,1 млрд., что на 23,1% выше аналогичного показателя 2006 г. — $6,6 млрд. По словам аналитиков, уже четвертый год подряд рынок CRM демонстрирует стабильный рост. Основными двигателями здесь были развивающиеся рынки, которые принесли в прошлом году больше выручки, а также быстрое распространение в мире концепции «ПО как услуга» (SaaS). Еще один немаловажный фактор — рост инвестиций в повышение лояльности клиентов.

В 2007 г. лидером по объемам продаж CRM в денежном выражении стала компания SAP: на ее долю пришлось 25,4% всех доходов мирового рынка. Oracle занимает вторую позицию с 16,3% рынка. Самые высокие темпы роста продемонстрировали SalesForce.com и Microsoft — их доходы от CRM-сегмента выросли на 49,8% и 88,6% соответственно.

На долю SaaS в прошлом году пришлось свыше 15% всех доходов мирового CRM-рынка. Росту сегмента SaaS способствовали вендоры, предоставляющие исключительно ПО как услугу, и традиционные разработчики CRM, предлагающие SaaS-решения, а также вендоры, постепенно переходящие от традиционных CRM-решений к предоставлению ПО как услуги. Основными покупателями SaaS-решений по-прежнему являются отделы продаж, однако также наблюдается повышение спроса на решения для автоматизации маркетинговой деятельности, а также для обслуживания и поддержки клиентов. Вендоры, предлагающие как традиционную, так и SaaS-модель своих CRM-решений, наращивают свою клиентскую базу и увеличивают долю SaaS в своих доходах, отвечая потребностям рынка.

Динамика мирового рынка CRM, 2007–2012 гг. (млрд долл.)

Динамика мирового рынка CRM, 2007-2012 гг. (млрд долл.)

Источник: Gartner, 2008

Львиную долю доходов CRM-рынка по-прежнему генерируют западные страны, в то время как на развивающиеся рынки приходится всего около 15%. В 2007 г. свыше 53% рынка CRM приходилось на Северную Америку, а Западная Европа занимала на нем долю в 32%. Тем не менее, темпы роста развивающихся рынков в 2007 г. повысились за счет Ближнего Востока. Африки и Восточной Европы — оба региона показали рост на 40%. Рынок Латинской Америки также начинается разогреваться, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается усиление позиций различных разработчиков CRM в таких странах, как Сингапур, Малайзия, Гонконг, Вьетнам и Южная Корея. Крупнейшим рынком Азиатско-Тихоокеанского региона остается Австралия, однако Китай и Индия расцениваются экспертами как гораздо более многообещающие рынки с точки зрения долгосрочных прогнозов.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Топ-5 мировых вендоров CRM-решений по объемам продаж за 2006–2007 гг. (в $млн.)

Компания Объем продаж, 2007 г. Доля рынка, 2007 г. (%) Объем продаж, 2006 г. Доля рынка, 2006 г. (%) Рост за 2006–2007 гг. (%)
SAP 2050,8  25,4  1681,7  25,6  22,0 
Oracle 1319,8  16,3  1016,8  15,5  29,8 
SalesForce.com 676,5  8,4  451,7  6,9  49,8 
Amdocs 421,0  5,2  365.9  5,6  15,1 
Microsoft 332,1  4,1  176,1  2,7  88,6 
Другие 3289,1  40,6  2881,6  43,7  14,1 
Все 8089,3 100,0 6573,8 100,0 23,1

Источник: Gartner (июнь 2008 г.)

Заглядывая вперед, в Gartner прогнозируют, что самое большое влияние на рынок CRM окажут социальные сети, технологии организации совместной работы и так называемое социальное ПО, предназначенное для обеспечения эффективного взаимодействия между пользователями. «Компаниям необходимо определиться, каким образом можно использовать данные тенденции и технологии для собственного роста, как внутреннего, так и в отношении своей стратегии оказания услуг клиентам», — отмечает Шерон Мерц (Sharon Mertz) из Gartner.

По оценкам CNews Analytics, российский рынок CRM традиционно подвержен тем же факторам влияния, что и западный. Только основные вехи его развития наблюдаются у нас с некоторой отсрочкой. Еще одно отличие — оценки объема и темпов роста сектора серьезно разнятся. Так, по данным Sputnik Labs, рост российского рынка CRM в 2007 году составил от 70 до 100%, а его объем в России в прошлом году он оценивает в $100 млн. В то же время другие эксперты рынка, опрошенные CNews, считают эти цифры чересчур оптимистичными. Они говорят о весьма умеренном спросе на CRM-системы в России и оценивают динамику роста продаж в 2006–2007 годах на уровне 30%.

Надежда Генина