Разделы

Безопасность Бизнес Интернет Веб-сервисы

"Серебряной пули" против спама пока нет

Несмотря на развитие технических средств борьбы со спамом, рассылка нежелательных сообщений в Рунете набирает обороты. Ситуация напоминает гонку вооружений времен холодной войны - победителя в борьбе спамеров и антиспамеров нет, также как и юридического решения вопроса. Мизерная по своим доходам индустрия спамерских рассылок продолжает отравлять жизнь миллионам пользователей Рунета.

Эффективность спамерских рассылок измерять достаточно трудно, для этого нужно анализировать письма с уникальными контактами. Обычно статистика ведется только по объему рассылок. Тем не менее, есть данные, что цена приобретения клиента через спам довольно высока по сравнению с легальными рассылками. «У меня есть надежда, что как только малый и средний бизнес научится считать, спама будет меньше. Тогда в этой индустрии останется только криминал, который органы сразу смогут брать в разработку», — сказал Кирилл Чистов. Многие компании уже отказываются от услуг спамеров из-за жалоб получателей, конфликтов с провайдерами связи и почтовых услуг, а также риска мошенничества.

Однако, по оценкам многих экспертов, пока в деле просвещения российских заказчиков спама подвижки небольшие. Как правило, они отходят от данной практики только после получения альтернативного недорогого инструмента рекламы, например, когда начинают заниматься поисковым маркетингом и легальной рекламой в интернете. Альтернативой спаму по дешевизне может быть контекстная реклама.

Спамеры используют для своих рассылок такие каналы, как сети компьютеров зомби; коммутируемый доступ в интернет; открытые релеи и прокси-серверы; собственные, арендованные или ворованные серверы; социальную инженерию. Первый способ сейчас самый распространенный и связан с заражением компьютеров законопослушных пользователей троянскими программами, в результате чего эти машины берутся под контроль удаленными хакерами. Те, в свою очередь, продают сети зомбированных компьютеров спамерам.

Открытых релеев (почтовых серверов, отправляющих электронную почту от произвольного отправителя произвольному получателю), напротив, сейчас стало гораздо меньше. До середины 90-х гг. все релеи были открытыми, сейчас их насчитывается 225 тыс. в мире и 2,5 тыс. в России.

У провайдеров услуг связи отношение к спамерам неоднозначное. С одной стороны, они генерируют оплачиваемый трафик, с другой — вызывают перегрузки сетей и жалобы пользователей. Так или иначе, многие крупные провайдеры декларируют свою приверженность борьбе со спамом. У провайдера больше возможностей влиять на спамера, чем у бесплатных почтовых служб, — например, при закрытии коммутируемых каналов спамер теряет неиспользованные единицы скретч-карт, а бесплатных почтовых аккаунтов можно открыть сколько угодно без потери средств.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Несмотря на то, что спам становится все более серьезной проблемой, привлечение спамеров и их заказчиков к юридической ответственности в России пока не практикуется. Рассылка спама подпадает под действие российских законов «О связи» и «О рекламе». Спам соответствует принятому в нашей стране определению рекламы, а подавляющее большинство не запрошенных писем требованиям законодательства не удовлетворяют. Министерство по антимонопольной политике признает свою компетенцию в данном вопросе и принимает на рассмотрение жалобы жертв спамеров. Так, МАП собирало документы по рассылке спамерских писем «Центра Американского Английского». Однако в таких делах возникает проблема доказательства заказа рассылок, и поэтому данное дело «заглохло».

Прецедента наказания за использование спамерами зомби-сети в России пока тоже не было. В настоящее время айтишники заняты, в основном, пассивной обороной против спамеров, а не сбором доказательств. Эксперты надеются, что совершенствование законодательства приведет к повышению возможностей наказания за спамерство, а ИТ-специалисты начнут теснее взаимодействовать с юристами.

Отметим, что согласно докладу Nucleus, ущерб от спама в крупных компаниях достиг в 2003 году $1934 на одного сотрудника (с учетом затрат рабочего времени, вычислительных ресурсов и трафика). Данные получены в результате опроса 82-х крупнейших компаний из списка Fortune 500. По версии Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP), ущерб от спама в Рунете достигает $30 млн. в год. Как отметил координатор проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский, показатель 30 млн. — отправная точка в подсчете ущерба, наносимого спамерами экономике России.