Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

«Силиконовая долина» Москвы продается со скрипом

Сроки окончания строительства технопарка «Нагатино-ЗиЛ» перенесены на 2 года из-за снижения спроса на коммерческие площади. Проект, позиционируемый в качестве московской «Силиконовой долины», «заточен» под инновационные компании, но во время кризиса принимает арендаторов любого рода деятельности. Льготные арендные ставки в нем предусмотрены только для малых сервисных компаний.

Правительство Москвы продлило сроки проектирования и строительства московского технопарка «Нагатино-ЗиЛ» (Nagatino i-land) до 31 декабря 2013 г. Ранее планировалось завершить строительство в 2011 г. Данный проект — государственно-частное партнерство — получил поддержку городских властей в рамках Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями.

В самом технопарке продление срока реализации проекта называют «логичным и рыночным», с учетом снижения спроса на коммерческие площади. Как рассказала CNews Наталья Проскурина, руководитель службы информационного сопровождения Nagatino i-Land, первая очередь проекта (6 офисных зданий класса В+ и 2 многоуровневых паркинга) профинансирована на 100% и построена. В настоящее время идет поэтапная сдача этих зданий в эксплуатацию (полностью сданы уже три здания). На 70% всех помещений уже заключены договоры об аренде или продаже.

По словам Проскуриной, официальное открытие технопарка состоится в конце осени этого года — предположительно, в ноябре. Офисы первых арендаторов смогут начать работу уже после нового года, сейчас там ведется ремонт. Одновременно в мастерской архитектора Андрея Чернихова проектируются вторая и третья очереди. Их строительство начнется сразу после продажи и сдачи в аренду всех площадей построенных зданий (согласно текущим планам, в 2010 г.). Строительство четвертой и пятой очередей намечено на 2011–2013 гг.

Технопарк «Нагатино-ЗиЛ» должен официально открыться в ноябре, но полностью построен будет не ранее 2013 г.
Технопарк «Нагатино-ЗиЛ» должен официально открыться в ноябре, но полностью построен будет не ранее 2013 г.

«Технопарк «заточен», в первую очередь, под инновационные компании: планировалось создать нечто наподобие американской Силиконовой долины, с удобной инфраструктурой и коммуникациями, — комментирует Наталья Проскурина. — Тем не менее, с учетом текущей экономической ситуации, род деятельности новых арендаторов может быть любым». По ее словам, сейчас ведутся переговоры с несколькими крупными ИТ-компаниями, но договоры об аренде еще не подписаны. Для малых сервисных компаний в технопарке предусмотрены льготные арендные ставки.

Как отметила Проскурина, вместе с объектами первой очереди будет запущен центр обработки данных (ЦОД) 2-го уровня на 55 стоек, во второй очереди будет построен еще один дата-центр (3-го уровня на 250 стоек). Локальным оператором связи технопарка и системным интегратором проекта является компания «Бигфут Телеком».

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

«Нагатино-ЗиЛ» должен стать крупнейшим по площади технопарком не только в Москве, но и в Европе. Он строится в Западной части Нагатинской поймы на территории завода ЗиЛ. На участке в 32 га планируется разместить 20 зданий суммарной площадью около 800 тыс. м2, соединенных многоэтажным стеклянным пассажем (общая площадь — около 15 тыс. м2) и травелатором длиной более 500 м. Кроме офисов, здесь будут расположены учебно-лабораторные помещения, рекреационно-оздоровительные комплексы, паркинги (способные вместить почти 6 тыс. автомобилей), гостиницы, выставочный и конгресс-центры, торговые и сервисные зоны. Технопарк обеспечит работой более 40 тыс. человек.

Заказчиком, застройщиком и инвестором проекта выступает компания «Московский бизнес инкубатор», специально созданная в 2003 г. для реализации данного проекта. Акционерами компании являются АМО «ЗИЛ» (25%) и частные инвесторы (75%). Правительство Москвы обеспечит развитие транспортной инфраструктуры (строительство новых дорог и развязок, мостов через Москву-реку, причалов речного транспорта) и откроет новую станцию метро «Технопарк» (между «Автозаводской» и «Коломенской» станциями Замоскворецкой линии), строительство которой начнется в этом году и завершится в 2011 г. Архитектурная часть станции уже утверждена.

До кризиса ориентировочная стоимость проекта оценивалась в 28,5 млрд руб. Теперь же, по мнению аналитиков «Финама», общий бюджет технопарка составит примерно $1–1,2 млрд, с учетом того, что кризис снижает стоимость работ, но растянутые сроки могут привести к росту затрат.

Надежда Генина