Действия мобильных операторов могут затормозить развитие российского рынка неголосовых услуг, считают некоторые продавцы мобильного контента. По их мнению, во второй половине 2004 года большая часть операторов существенно изменила условия работы с контент-провайдерами, что не только затруднило вход на рынок новичкам, но и создало сложности для крупных игроков. Контент-провайдеры опасаются, что эти действия приведут к стагнации формирующегося рынка. Впрочем, операторы «Большой тройки» с этим мнением не согласны.
Беспрецедентный рост абонентской базы сотовых сетей в России спровоцировал интенсивное увеличение выручки от неголосовых услуг передачи данных, SMS, MMS, IVR-based игр и развлечений, информационных услуг. Эти услуги стали массовыми и, по мнению аналитиков, к концу текущего года расстановка сил в этом бизнес-сегменте может завершиться.
По мнению члена совета директоров агентства интерактивного маркетинга Plastic Media Алексея Чуйкина, взрывной рост абонентской базы сотовых сетей за последние три года привел к формированию новой аудитории потребителей. Он считает, что главная тенденция современного рынка интенсивный рост выручки от неголосовых услуг (VAS): передачи данных, SMS, MMS, IVR-based игр и развлечений, информационных услуг. При этом доля контентных и интерактивных услуг в структуре VAS растет значительно быстрее, чем других сегментов. «Уже в 2006 году выручка от предоставления подобных услуг составит около 50% от VAS», полагает он.
При этом г-н Чуйкин считает, что потенциал рынка неголосовых услуг еще далеко не раскрыт: «Пока даже по интенсивности использования SMS Россия отстает от более развитых рынков, однако рост трафика SMS составляет 155% в год, а доходы от этого сервиса в 2004 году превысили $430 млн.»
Источник: Plastic Media, AC&M.
Структура потребления различных типов VAS показывает этап развития рынка и демонстрирует, какие именно сервисы необходимы абоненту. Так, интерактив в медиа-проектах и игры самые динамично развивающиеся сегменты неголосовых услуг. По доле интерактива можно судить о степени развития и зрелости каждого отдельного географического рынка. Если сегодня в Москве и Санкт-Петербурге доля интерактива уже заметна, то региональные рынки еще не «проснулись». В Западной Европе интерактив в настоящее время уже обеспечивает подавляющую долю выручки.
По мнению г-на Чуйкина, в 2004 году российский рынок неголосовых услуг вырос более чем в три раза, одна из его тенденций начало формирования брендов на этом рынке. Крупные медиа-игроки начали создавать своих контент-провайдеров. В то же время, началось заметное падение маржи на «базовых» контентных услугах. Он считает, что 2005 год должен стать началом активного развития услуг мобильного маркетинга и продолжением роста интерактивных услуг и игр. Среди тенденций текущего года г-н Чуйкин называет смещение бурного роста интереса к неголосовым услугам в регионы, начало слияний и поглощений на этом рынке, а также приход стратегических и венчурных инвесторов. К концу текущего года формирование рынка может завершиться. Но для этого участникам рынка необходимо максимально возможное партнерство.
Источник: Plastic Media, AC&M.
В то же время, на фоне бурного роста рынка во второй половине 2004 года большинство операторов существенно изменили условия работы с контент-провайдерами. Стремясь компенсировать свои затраты, связанные с предоставлением неголосовых услуг, некоторые операторы "большой тройки" ввели плату за подключение номеров, абонентскую плату за ИСНН, а также плату за входящий трафик. Кроме того, они изменили распределение доходов по ИСНН, ввели сложную формулу для их расчета, наложили дополнительные ограничения на сроки согласования новых сервисов и т.д.
«В результате, доля операторов увеличилась с 2035% до 3540%, а эффективная доля в структуре доходов с 3031% до 3940%, считает г-н Чуйкин. Операторы не только затруднили вход на рынок и развитие новым игрокам, но и создали сложности для крупных игроков». По его мнению, операторы должны сформировать четкую стратегию в отношении развития неголосовых услуг. Элементами этой стратегии могут стать разумные ставки распределения доходов по трафику, использование различных схем гибкого изменения условий в зависимости от различных факторов, использование нематериальных инструментов «премирования/депремирования» провайдеров, партнерские программы с контент-провайдерами и СМИ, вовлечение их в решение текущих задач операторов в области неголосовых услуг. «В любом случае, эта стратегия должна максимально способствовать дальнейшему развитию рынка и учитывать интересы других участников, считает г-н Чуйкин. В результате, операторы смогут получить гораздо больше обученного пользованию услугами абонента, имеющего сформированную потребность и приносящего растущий доход».
Источник: Plastic Media, AC&M.
Вице-президент компании PlayFonВладимир Бородин в беседе с CNews отметил, что операторы не менее контент-провайдеров заинтересованы в популяризации мобильных развлечений и увеличении доли дополнительных услуг в своем бизнесе, и такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон. Однако, по его утверждению, сегодня предлагаемые операторами сотовой связи схемы сотрудничества с контент-провайдерами зачастую ориентированы на разделение доходов в равных долях. Между тем, все затраты на создание и продвижение сервисов, расширение каналов дистрибуции, отчисления правообладателям мобильного контента и т.д. лежат именно на провайдерах.
Г-н Бородин также рассказал, что на развитых зарубежных рынках неголосовых услуг наблюдается тенденция увеличения доли отчислений контент-провайдерам. При этом дополнительные средства реинвестируются провайдерами в развитие и популяризацию новых сервисов, что усиливает рост рынка и позитивно отражается на состоянии доходов как операторов связи, так и самих контент-провайдеров. «Мы рассчитываем на понимание российскими операторами актуальности этого аспекта и надеемся, что вскоре модель успешного развития зарубежных рынков мобильных развлекательных услуг будет адаптирована в России», отметил он.
Источник: Plastic Media, AC&M.
Заместитель генерального директора «Информ-мобил» Ольга Шебуняева рассказала CNews, что за последний год компания вдвое увеличила объемы своего бизнеса, при этом сотрудничество с операторами наиболее важный фактор успеха. «В минувшем году условия работы с операторами „большой тройки“ действительно изменились, однако заявление о „неперспективности“ контентного бизнеса чересчур категорично, уверена г-жа Шебуняева. Ведь политика „большой тройки“ направлена на повышение качества дополнительных услуг для абонентов, в которых операторы заинтересованы, и без контент-провайдеров им здесь не обойтись».
При этом она считает, что действия операторов порой противоречат друг другу. Часть мер направлена на то, чтобы сделать рынок более цивилизованным: к примеру, введение равных условий для всех провайдеров должно обострить конкуренцию на рынке мобильных сервисов. Это приведет к повышению качества услуг, снижению цен для конечных пользователей и увеличению «рекламного шума». С другой стороны, введение таких новшеств, как «обратная тарификация» (когда доставку SMS абоненту оплачивает контент-провайдер), или изменение соотношения доходов в пользу оператора может привести к тому, что продавцы мобильного контента вынуждены будут прибегнуть к обратным действиям: повысить стоимость услуг для абонента и снизить расходы на рекламу.
Источник: Plastic Media, AC&M.
«К примеру, такие сервисы, как „Молодежные знакомства“, логически построены на непрерывной обратной связи с абонентом, и при прежних тарифах „обратная тарификация“ делает их коммерчески невыгодными для контент-провайдера, отмечает г-жа Шебуняева. А менять логику подобных сервисов - значило бы снизить привлекательность услуги для абонента». По ее мнению, операторам следует подходить к изменениям более взвешенно, особенно с учетом того, что акцент в продвижении VAS-услуг постепенно смещается с оператора сотовой связи на контент-провайдера, а увеличение затрат последнего на продвижение теперь сопровождается снижением его доли в доходах. Г-жа Шебуняева считает, что такое изменение структуры доходов неоправданно: «Со стороны оператора это все равно, что пилить сук, на котором сидишь».
«Перспективность бизнеса контент-провайдеров, несомненно, зависит от рамок, которые устанавливают операторы сотовой связи», отмечает Михаил Дайхин, директор по развитию бизнеса Solvo International. Впрочем, в компании полагают, что процесс изменения условий еще не завершился, поэтому оценивать его влияние на бизнес контент-провайдеров несколько преждевременно. «Наряду с определенным ужесточением условий, расширяются возможности контент-провайдеров в области формировании самого контента, что, в конечном итоге, может положительно сказаться на доходности бизнеса, говорит г-н Дайхин. В целом мы удовлетворены совместной работой с операторами „большой тройки“. Вместе с тем, не может не огорчать чрезмерно, на наш взгляд, усложнённый механизм процедур и согласований не только по новым сервисам, но и по внесению простейших изменений в существующие».
"Уже в конце прошлого года некоторые компании работали с отрицательной рентабельностью из-за обострившейся конкуренции и роста тарифов на размещение рекламы в СМИ, а с ужесточением условий сотрудничества ситуация будет еще более усугубляться, - рассказал CNews управляющий директор компании «i-Free» Кирилл Петров. - Еще в декабре-январе рост рынка в 2005 году прогнозировался на уровне 30-40%, но если операторы ужесточат условия договора с контент-провайдерами, то эти показатели не будут достигнуты". По его словам, сотрудничество «i-Free» с операторами «Большой тройки» всегда было конструктивным, и сейчас компания, конечно, пытается донести до них тревогу по поводу наметившихся тенденций. В «i-Free» уверены, что сегодня залогом развития рынка неголосовых услуг становится профессионализм всех его участников, их умение прогнозировать последствия каждого своего шага.
Впрочем, не все опрошенные CNews контент-провайдеры находят в новой партнерской политике операторов какие-либо негативные стороны. «Изменение некоторых подходов к работе с контент-провайдерами у МТС и „Мегафона“ очевидно, отметил в беседе с корреспондентом CNews Александр Серов, руководитель департамента по работе с сотовыми операторами компании Sibius. На наш взгляд, это своего рода защитная реакция на действия тех провайдеров, которые в погоне за объемами жертвуют качеством. И мы только приветствуем такую реакцию, потому что она означает, что рынок становится более цивилизованным. Мы можем констатировать, что уровень взаимопонимания между компанией Sibius и операторами постоянно растет. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что мы сотрудничаем уже более чем с пятьюдесятью операторами».
В беседе с CNews респонденты сотовых компаний выразили недоумение позицией некоторых контент-провайдеров по поводу партнерства. «Я не вижу признаков того, что за прошлый год мы ухудшили условия работы с нашими операторами мобильного контента, наша партнерская программа не претерпела в этом плане изменений, рассказал CNews.ru директор по продуктам „ВымпелКома“ Виктор Маркелов. Более того, в ответ на партнерские пожелания мы изменили некоторые условия сотрудничества: сегодня наше стандартное предложение таково: 70% им, 30% нам». Поэтому, по его словам, у провайдеров «ВымпелКома» нет оснований говорить об ухудшении условий сотрудничества. «С другой стороны, темпы роста бизнеса интернет-контента настолько впечатляющие, что мне кажется, многие игроки, начавшие этот бизнес несколько лет назад, просто не могли себе представить его современных масштабов, считает он. Как известно, „аппетит приходит во время еды“, поэтому ряд провайдеров сегодня хочет получить еще более выгодные условия сотрудничества».
В беседе с CNews директор службы по связям с общественностью МТСПавел Нефедов отметил, что в декабре прошлого года МТС объявила о начале работ по внедрению i-mode. «Реализация этого проекта позволит совсем по-другому строить наши отношения с контент-провайдерами, считает он. Предполагается совершенно иное распределение доходов, более выгодное для контент-провайдеров».