Сотовые операторы нашли лазейку в законе «О мобильном мошенничестве»
Корреспондент CNews Игорь Королев в ходе тестирования предусмотренной поправками к закону «О связи» возможности защититься от мобильных мошенников открыл второй счет для контент-услуг. Однако оказалось, что все три сотовых оператора по-прежнему снимают деньги за брендированные контент-сервисы с основного счета.С 1 мая 2014 г. вступили в силу поправки к закону «О связи», в соответствие с которыми при оказании контент-услуг сотовые операторы обязаны предварительно информировать абонента об их стоимости и получать согласие на оказание услуг в явном виде (Advice of charge, AOC). Кроме того, абонент вправе завести отдельный (второй) счет для оплаты контент-услуг.
Корреспондент CNews решил протестировать эту возможность у трех крупнейших сотовых операторов: «Билайн», МТС и «Мегафон». Оказалось, что узнать у сотрудников самих операторов информацию об открытии второго счета не так-то просто, а у МТС, в отличие от двух других операторов, второй счет нельзя открыть дистанционно: требуется личное посещение офиса и подача письменного заявления.
Тем не менее, собрав всю необходимую информацию, корреспондент принялся непосредственно открывать вторые счета. Первый делом он попытался завести дополнительный счет у «Мегафона». Для этого, по словам сотрудников оператора, достаточно было ввести USSD-команду. Но система ответила отказом. Повторив попытку через некоторое время, корреспондент в ответ получил SMS со следующим текстом: «Вы подписались на викторину «Тепло/холодно». 3 руб/день».
Оказалось, что при открытии счета был введен неверный USSD-номер. Правда, по идее, в соответствие с новым законом «Мегафон» сначала должен был предупредить абонента, что он подключает платную услугу, однако ее включили автоматом.
Второй счет корреспондент CNews все же завел, но деньги на него не положил, ожидая, что средства за викторину с его основного счета списываться также не будут. Однако баланс основного счета уменьшался на 3 рубля в день. То есть, пытаясь защититься от контент-услуг, абонент, наоборот, «попал» на одну из них.
Корреспондент решил обсудить эту проблему с абонентской службой «Мегафона». Девушка-оператор взяла паузу, потом вернулась и уточнила, уверен ли он в отсутствии денег на втором счете и какой командой он проверял его баланс. Затем оператор колл-центра вновь отлучилась и, наконец, вынесла свой вердикт:
– При отсутствии денег на втором счете они списываются с основного. Спасибо за понимание!
В чем тогда смысл второго счета, если деньги все равно могут списываться с первого, сотрудница оператора не пояснила. «Тайну» раскрыл директор по новым услугам «Мегафона» Дмитрий Юмашев:
– Изменения в законе «О связи» относятся только к услугам сторонних контент-провайдеров. Услуги же, предоставляемые непосредственно оператором, по-прежнему можно оказывать без AOC, а деньги за них списывать с основного счета.
Забегая вперед, надо отметить, что такая же ситуация и в МТС, и в «Билайне». Между тем, так называемые «брендированные» услуги (под брендами операторов) зачастую оказываются все теми же сторонними контент-провайдерами, только избранными. У «Билайна» это его главный партнер в мобильном контенте - «Темафон», а МТС право предоставления услуг под его брендом разыгрывает на тендере.
Если не учитывать этот нюанс, второй счет в «Мегафоне» работает нормально. Деньги на него переводятся с основного счета USSD-командой, баланс также проверяется на телефоне другой командой. Сторонние подписки активируются, но средства при нулевом балансе второго счета за них не списываются.
Далее корреспондент CNews приступил к тестированию второго счета в МТС. Для этого, напомним, требовалось направлять письменное заявление и ждать до 10 дней. В нашем случае счет был заведен на следующий день. Об этом корреспонденту CNews сообщили в абонентской службе. Проверив его паспортные данные, девушка-оператор продиктовала длинный номер. Это номер лицевого счета, через который и следует пополнять счет для контент-услуг, пояснила она.
Вот только как пополнить номер по 11-значному номеру лицевого счета, девушка не пояснила. Скажем, в терминалах Qiwi есть только поле для ввода 10-значного номера телефона. Далее обнаружилось, что не понятно, как вообще проверить баланс второго счета: на сайте в личном кабинете он не отображался.
На странице МТС раздел про второй счет отсутствует: вместо этого предлагается прочитать огромный договор об оказании контент-услуг. В договоре ответ нашелся: если не подключена услуга «Управление номерами», то и баланс второго счета не будет отображаться в личном кабинете.
Эту услугу можно подключить бесплатно. После этого в личном кабинете появляется второй номер. Оказывается, что он сильно похож на первый, только вместо первой цифры кода - «9» - там цифра «1». Такого рода измененные номера используются для пополнения отдельного счета мобильной коммерции.
После перевода 100 руб на номер с кодом «116» на контент-счете действительно появились деньги. Вот только для тестирования мне нужно было, чтобы средств там не было. О возможности перевода средств между основным и вторым счетом нигде ничего не сообщалось, поэтому для «обнуления» счета пришлось покупать дорогую mp3-мелодию. Впоследствии выяснилось, что перевод средств между счетами все-таки возможен — для этого существует специальная USSD-команда, вот только знают о ней почему-то только в пресс-службе МТС.
Следующим тестированию подвергся «Билайн». Здесь, как и в «Мегафоне», второй счет открывается USSD-командой. В ответ на команду система выдала отказ с предложением обратиться в техподдержку. Молодой человек в колл-центре взял паузу и вернулся с неожиданным ответом:
– У вас уже есть заявка на открытие второго счета, второй раз ее отправить нельзя.
Очевидно, он ошибся. Впрочем, история «боев» с МТС за открытие второго счета «закалила» корреспондента CNews и он стал пробовать другие способы активации. Выяснилось, что в личном кабинете второй счет возможно открыть буквально за минуту. Помимо этого есть способ открытия счета по звонку на специальный IVR-номер.
Пополнить второй счет в «Билайне» можно переводом на тот же телефонный номер, только вместо первой цифры «9» необходимо указывать цифру «6». Возможен и перевод между счетами. Баланс второго счета просматривается как в личном кабинете, так и на телефоне (с помощью специальной USSD-команды). Разовые контент-запросы при нулевом балансе второго счета совершить не удается, сторонние подписки цепляются, но через день, за неимением средств, их отключают.
Возможности второго счета для контент-услуг
МТС | «Мегафон» | «Билайн» | |
---|---|---|---|
Возможность дистанционной активации второго счета: | - | + | + |
- USSD-команда | + | + | |
-личный кабинет | + | + | |
- IVR | - | + | |
Просмотр баланса второго счета в личном кабинете | +/- (*) | + | + |
Просмотр баланса на телефоне | + | + | + |
Прямой перевод денег на второй счет | + | - | + |
Перевод денег между счетами | + | + | + |
(*) при подключении дополнительной услуги «Управление номерами»
Подводя итог: сотовые операторы долго сопротивлялись регулированию рынка контент-услуг, угрожая, что борьба с мобильным мошенничеством негативно отразиться на легальных сервисах и на доходах самих операторов. Тем не менее, закон приняли, и его пришлось исполнять. Но операторы пошли на «хитрость» и вывели из-под его действия брендированные услуги.
Конечно, это все равно шаг вперед. Мошеннических услуг под брендами операторов оказываться не будет, и абоненты, заведя второй счет с нулевым балансом, могут быть уверены, что деньги «за воздух» они не отдадут. Вот только риск случайно попасть на легальную платную услугу, которая на самом деле не нужна была пользователю, все равно остается.
Остается и фактор неосведомленности пользователей о самой возможности открытия второго счета. Правда, по крайней мере в «Билайне», пообещали проинформировать своих пользователей о такой возможности путем проведения SMS-рассылки.