Разделы

Документооборот Маркет

Станет ли Google Docs новой СЭД?

Онлайн-пакет офисных приложений Google Docs and Spreadsheets получил обновление, предоставляющее возможность загрузки в него любых файлов с целью хранения и использования с другими пользователями и веб-приложениями. Западные СМИ отмечают, что теперь он будет конкурировать с двумя другими крупными сервисами – SharePoint Online и Box.net на рынке управления документами. Российские игроки рынка СЭД выражают более сдержанные оценки.

Компания Google открыла возможность загрузки в свой сервис Google Docs and Spreadsheets файлов с любым расширением для постоянного хранения и использования в совместной работе с другими пользователями и веб-приложениями. Согласно правилам пользования, максимально возможный размер файла для загрузки не может превышать 250 Мб, а всего на хранение неконвертируемых в формат Google Docs and Spreadsheets данных (в том числе, и файлов MS Office с сохранением оригинального форматирования и так далее) выделяется 1 Гб бесплатного дискового пространства. Стоимость дополнительного места в хранилище составит 25 центов за каждый гигабайт в течение года. Дополнительно пользователи платной версии пакета Google Apps Premier получают возможность использовать Google Documents List Data API для создания расширений к существующим программным продуктам для массовой загрузки и управления файлами. На основании этой информации ряд западных изданий, освещающих темы управления документооборотом, поспешили назвать Google Docs and Spreadsheets конкурентом сервисов SharePoint Online и Box.Net, сделав вывод, что на этом рынке появляется еще один вендор. Отечественные же компании ECM/СЭД-отрасли в большинстве своем придерживаются противоположной точки зрения.

Опрос CNews показал, что появление обновленных функций в Google Docs and Spreadsheets в настоящее время не отразится ни на мировом, ни на отечественном рынке ECM/СЭД. "Документооборот в российских реалиях - это, в основном, контроль исполнительской дисциплины и процессы согласования документов, основанные на бизнес-процессах конкретной компании. В таком понимании для российских заказчиков Google Docs, конечно, не является классической системой документооборота. Скорее, это достаточно надежная, масштабируемая, экономичная и простая в развертывании инфраструктура для совместной работы сотрудников, которая не заменит собой, по крайней мере, в обозримом будущем, существующие DMS/ECM системы", - замечает Александр Семенов, генеральный директор "Корус Консалтинг".


Отечественные компании считают, что нововведение от Google не изменит расстановку сил на российском и мировом рынках ECM/СЭД

"Google Docs не является в точном смысле этого понятия ЕСМ-решением. По определению AIIM "ECM — это соединение стратегии, методов и инструментов, используемое для ввода, управления, хранения, обеспечения сохранности и предоставления (распространения, доставки) контента и документов, относящихся к ключевым процессам организации". Google Docs этому определению никак не соответствует", - объясняет Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Интертраст". Он отмечает, что в этом сервисе не представлены обязательные технологии ECM-платформы, такие как DM, RM, workflow. Google Docs, по его мнению, занимает свою нишу, поэтому он настолько же сервис документооборота, насколько любое другое офисное приложение: "В лучшем случае Google Docs может выполнять роль надстройки, расширения для ЕСМ-приложения. Поэтому с этим продуктом сложно представить Google в роли конкурента на рынке ЕСМ". Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink, в числе основных недостатков веб-сервисов от Google Cals+Docs+Sites +Wave называет нацеленность этих сервисов на проектную, а не процессную работу: "Проектные команды, конечно, являются частью любого предприятия, и именно они могут начинать использовать все эти продукты. Но все же, без постановки четких "рельс" на предприятии любого уровня и любого сегмента, управление документооборотом будет носить скорее оперативную и архивную функцию, не позволяя, например, расставить нужные метрики, проанализировать их и оценив результаты принять решение".

Тем не менее, ряд компаний отмечают перспективность подобного решения и связывают с ним будущие успехи SaaS-решений в области управления документацией. Алексей Сидоренко, директор по развитию "1С-Битрикс", видит в действиях Google явный интерес к рынку корпоративных систем управления документами. "Само понятие DMS/ECM стало расширяться с появлением SaaS-решений, одним из которых является Google Docs. Совершенно очевидно, что Google стремится конкурировать с MS SharePoint и конкуренция может стать довольно острой", - объясняет он. Евгений Червяков, руководитель направления SharePoint компании ЭОС, предполагает, что расширение функций Google Docs - это попытка прощупать отрасль ECM/СЭД, понять потребности, и, возможно, во многом в дальнейшем сыграть на опережение. "Пока же предлагаемая функциональность в части управления документами весьма средняя, но агрессивность и темпы развития этой компании позволяют говорить о том, что весьма вероятно через год-полтора, мы увидим на рынке DMS/ECM еще одного игрока. Пока об этом говорить еще рано", - прибавляет он. Господин Червяков объясняет это тем, что на текущий момент Google прикладывает достаточно большие усилия по улучшению функциональности всех своих продуктов, включая Google Docs, но в любом случае сегодня сервис Google Docs не предоставляет функциональности, которую можно получить, используя SharePoint Online. С учетом выхода новой версии платформы SharePoint 2010, принимая во внмание уже анонсированные новые возможности SharePoint 2010, это отставание "значительно" увеличится - поэтому эксперт не видит оснований для того, чтобы говорить о реальной конкуренции двух продуктов.

Сергей Якимчук также полагает, что говорить о Google Docs, как о системе документооборота для корпоративного рынка, сейчас нельзя по причине того, что корпоративный сектор пока сам не рассматривает серьезно никакие SaaS-решения для ECM. "Именно поэтому Google Docs ориентирован на потребности обычного современного пользователя - иметь свои документы под рукой, удобно работать с любого устройства, а теперь и делиться информацией с друзьями и коллегами. И именно в этом мне видится причина угрозы для SharePoint, причем не только для онлайн-версии", - рассказал CNews эксперт. – "Как известно, Microsoft вложила рекордную сумму в разработку новой версии своего сервера (так дорого еще не переводили с одной версии на другую ни один программный продукт), и невооруженным взглядом видно, как много в новом SharePoint изменений, коснувшихся интерфейса. Это связано с тем, что пользователи настолько привыкли к удобствам онлайн-инструментов, где как раз и лидирует Google, что не хотят мириться с проблемами разработчиков внутрикорпоративных сервисов. Таким образом, говорить о том, что "компания Google вышла на рынок DMS/ECM" нельзя, так как эта компания уже на нем присутствует и оказывает серьезное влияние на него". Похожей точки зрения придерживается и Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия: "Говорить, что компания вышла на рынок DMS/ECM, наверное, пока нельзя, но тот факт, что она основательно к нему подготовилась, бесспорен".

По просьбе CNews игроки российского рынка СЭД/ECM оценили возможные перспективы применения Google Docs в отечественных компаниях. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, уверен, что в своем нынешнем виде Google Docs не может иметь корпоративного применения. "Исключением является случай поддержки совместной работы небольших групп, составленных из сотрудников нескольких предприятий (например, проектных команд) для поддержки групповой работы с документами. В этом контексте стоит упомянуть замечательный сервис Google Wave, который, как мне кажется, будет обязательно в самом скором времени интегрирован с Google Docs. И в смысле удобства групповой работы это средство действительно способно конкурировать с Sharepoint Online и Box.net", - считает специалист. Вместе с тем он полагает, что Google Docs и Google Wave вполне могут использоваться и, возможно, уже используются для бизнес-целей индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, по сути представляющими собой небольшие рабочие группы, составленные из таких пользователей.

"SaaS-модель бизнес-приложений, таких, как Google Docs, крайне актуальна для "стартапов": начиная новый бизнес, компании заинтересованы в минимизации капитальных вложений. В этой модели не требуются собственные серверы, дорогостоящее офисное ПО, таким образом, резко снижается порог вхождения в бизнес", - объясняет Александр Семенов. По его словам, сервис Google Docs будет востребован в малых и средних компаниях, для которых не требуется 100%-ная закрытость и конфиденциальность внутренней информации, а на первый план выходят эффективность бизнеса и сокращение затрат. К таким компаниям эксперт относит, например, медиа-структуры, СМИ, работающие с большим объемом информации. В крупных компаниях Google Docs тоже может использоваться как удобная и бесплатная среда для совместной работы, где сотрудники, например, могут совместно готовить проекты документов перед тем, как запустить их на согласование в своей корпоративной СЭД, - считает он. Сергей Кузнецов, руководитель исследовательского центра "Рексофта", высказывает похожее мнение, говоря о том, что такие сервисы будут со временем приобретать все большую популярность и количество их пользователей будет расширяться, в том числе и среди корпоративных клиентов: "В тех организациях, где не требуется высокая степень защиты информации, на малых предприятиях, использование Google Docs вполне допустимо".

"Безусловно, продукт Google Docs интересен всем рынкам, в том числе, и российскому", - заявляет Алексей Сидоренко. "В России пока нет крупных внедрений в корпоративном секторе, и причиной тому является в первую очередь стереотипы российского потребителя. Российский потребитель с большим недоверием относится к передачи корпоративной информации в трети руки. Если удобство и финансовая эффективность SaaS-решений перевесят такие опасения, то это откроет значительные перспективы всем подобным решениям, в том числе Google Docs", - заключает он. Однако, представители некоторых компаний озвучили и пессимистические прогнозы перспектив продукта от Google. "На данный момент если и есть какие-то корпоративные пользователи Google Docs в России, то их количество минимально. В ближайшее время на российском рынке это решение не будет пользоваться большой популярностью, в отличие от SharePoint, который уже хорошо знаком российским пользователям, активно набирает позиции и завоевывает рынок", - уверен Евгений Червяков, отмечая, что заказчики ждут новой версии продукта от Microsoft. "Малого бизнеса, который бы массово пользовался этими решениями, в России просто нет. Проектные команды немногочисленны и либо серьезно спонсируются и покупают монстрообразные специализированные решения, либо бесстрашно действуют по старинке, теряя информацию в электронной почте. Наш крупный бизнес инициативу снизу обычно подавляет, поддерживая "проверенных" поставщиков", - констатирует Сергей Якимчук, сожалея о том, что даже обычный пользователь в России подготавливает резюме в формате MS Word или в веб-форме на сайтах кадровых агентств, так как не знает, как работодатель отнесется к ссылке на свое резюме.

Как приручить джинна: Почему GenAI нужен науке и бизнесу, несмотря на сложный характер
Энергия ИИ

Михаил Демидов