Разделы

Бизнес Телеком

Телеком-рынок стал взрослее

Мировой телекоммуникационный рынок взрослеет, утверждают эксперты: увеличивается совокупная стоимость его игроков. Среди тенденций – дальнейший рост телеком-секторов развивающихся регионов, в числе которых Китай и Восточная Европа.
Новое исследование рынка технологий, медиа и телекоммуникаций, проведенное группой Deloitte Touche Tohmatsu (DTT), входящей в состав компании Deloitte, показывает, что индекс Global Telco, отражающий совокупную рыночную стоимость мировых телекоммуникационных компаний, вырос за период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года на 29%. По словам специалистов, это говорит о значительном «взрослении» рынка — в предыдущем аналогичном исследовании за период с 1 января 2000 года по 31 июля 2003 года рост составил 69%.

Аналитики DTT отмечают, что рост индекса не связан с проявлением какого-либо одного глобального феномена — в каждом регионе действуют особые факторы, определяющие характерную структуру рынка и конкурентной борьбы на нем. Кроме того, индекс свидетельствует о снижении доминирующей роли верхней «пятерки» в каждом регионе. Делается также вывод о том, что продолжится рост таких быстро развивающихся рынков как Китай и Восточная Европа, значение которых со временем будет увеличиваться.

Глобальный телекоммуникационный индекс DTT Global Telco рассчитывается по телекоммуникационным компаниям всего мира, рыночная капитализация которых превысила $1 млрд. на конец исследуемого периода (в данном случае — на 31 декабря 2004 года). Ситуация на рынке рассматривается в различных аспектах — государственном, региональном, экономическом, конкурентном, законодательном и технологическом, что позволяет понять смысл происходящих на рынке изменений, а также строить краткосрочные прогнозы. На этот раз прогнозы аналитиков Deloitte таковы:

  • рост рынка в Китае и распространение влияния страны на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) продолжится. Основным фактором роста станет увеличение числа мобильных абонентов, а также стремление операторов мобильных сетей выйти за пределы своих границ.
  • Развитие восточноевропейского рынка продолжится. Он станет основным фактором роста рынка в Европейском регионе вообще.
  • Потенциал роста в Индии сравним с китайским. Индия остается основным «неизвестным» в раскладе сил в АТР.
  • Американский рынок столкнется с драматическими переменами, вызванными массовым уходом клиентов от традиционных операторов проводной связи к кабельным операторам, которые будут предлагать пакеты передачи аудио, видео и данных.
  • Телекоммуникационные компании будут по-прежнему стремиться к глобальному доминированию, используя для этого растущую потребность в обеспечении «бесшовной» связи, не ограниченной пределами стран и регионов.

«Европейские телекоммуникационные компании в последние несколько лет концентрировали свои усилия на снижении издержек, что вело к росту прибыльности и их рыночной стоимости, — поясняет Игал Брайтман (Igal Brightman), глобальный руководящий партнер компании Deloitte Technology, Media & Telecommunications. — Вдобавок к этому, в Восточной Европе и на Ближнем Востоке появились новые игроки. В странах этих регионов распространение проводных и беспроводных сервисов сравнительно невелико, и их впечатляющий потенциал ведет к росту совокупной стоимости на европейском рынке».

Среди новичков списка DTT Global Telco — четыре компании, разместившие в последние два года свои ценные бумаги на фондовом рынке (в их числе Saudi Telecom и Eircom Group), а также несколько заново внесенных в список компаний.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

"В АТР аналогичное снижение операционных издержек в развивающихся странах, наряду с продолжающимся ростом в Китае, также ведет к росту прибыли в регионе, — продолжает г-н Брайтман. — Тем не менее, эти положительные факторы частично компенсируются более низкими мультипликаторами, отражающими наличие в регионе относительно развитых рынков с низкими перспективами темпов роста — таких, как Япония и Корея. Американский рынок является ареной ожесточенной борьбы кабельных и традиционных операторов. Наиболее характерным показателем ситуации на нем является растущий уход клиентов от проводных к беспроводным решениям, а также усовершенствования, внесенные недавно в технологию голосовой передачи данных в Сети (voice over internet protocol, VoIP), что позволило кабельным операторам предложить клиентам пакеты услуг «три-в-одном», включающие передачу голоса, данных и телевидения".

#gallery#
По мнению г-на Брайтмана, отрасль последовала рекомендациям, изложенным в предыдущем отчете Deloitte — в особенности, в плане сокращения объемов задолженности и снижения издержек, а также стратегических приобретений и альянсов. При введении новых технологий, таких как 3G, в которых бизнес-модели еще не сформировались, они соблюдают разумную осторожность. При этом, несмотря на насущность и популярность услуг класса 3G, их вклад в совокупный доход крупных телекоммуникационных компаний остается незначительным. Что касается ближайших перспектив рынка, то они, по мнению экспертов Deloitte, таковы. В Китае проникновение мобильной связи на рынок, составляющее ныне 21%, существенно возрастет — при этом рост на каждые 5% будет соответствовать появлению «еще одной Британии». Доля Китая в АТР выросла с 22% в 2003 до 25% в 2004, и уже очевидно, что в скором времени страна выйдет на первое место, обогнав нынешнего лидера — Японию. Интрига сохраняется лишь в сроках.

Рост рынка в Восточной Европе, совокупное население которой сопоставимо с населением США, будет по-прежнему привлекать инвестиции.

Великая загадка рынка телекома — это Индия. При населении, сравнимом по численности с китайским, эта страна уже заявила о себе как о ведущем поставщике аутсорсинговых услуг в ИТ. В последние три года число мобильных пользователей в Индии растет на 102% ежегодно, однако проникновение составляет весьма скромные 2,5%. Что будет дальше, эксперты предсказывать не берутся. Рынок США своеобразен, в настоящее время он является ареной ожесточенной борьбы «проводов и эфира». Что же касается игроков глобального масштаба, то на рынке телекома, по мнению аналитиков Deloitte, на эту роль может претендовать пока что только Vodafone. На сегодняшний день это крупнейшая компания на рынке, увеличивающая свое присутствие за счет многочисленных приобретений на всех региональных рынках.