На днях партнеры российского представительства Microsoft высказали ряд пожеланий и предложений исполнительному директору Microsoft Стиву Балмеру (Steve Ballmer), посетившему Москву, чтобы принять участие в партнерском форуме компании. Вопросы партнеров ко второму лицу корпорации были разнообразны и не всегда приятны для отвечающего. Г-н Балмер, в свою очередь, обещал посодействовать в решении самых насущных партнерских проблем и высоко оценил роль российского сегмента бизнеса Microsoft.
«Головной болью» Microsoft остается развитый рынок контрафактного ПО в России. Уровень пиратства представители российского офиса компании оценивают как один из самых высоких в мире 89%. Среди стран СНГ опережает нашу страну, пожалуй, только Украина (92%). Продавать легальные продукты Microsoft на фоне «расцвета пиратства» российским партнерам достаточно тяжело. Общаясь с г-ном Балмером, партнеры Microsoft поинтересовались, не собирается ли корпорация в целях борьбы с контрафактной продукцией снизить цены на ПО (хотя бы то, что ориентировано на домашних пользователей). По словам г-на Балмера, это не входит в планы Microsoft, цены на продукты которой одинаковы во всем мире. Он отметил, что, покупая компьютер, человек тратит на него достаточно существенную по российским меркам сумму, и не пытается при этом «украсть железо». Причем россияне стремятся покупать не маломощные ПК, а компьютеры с «высокой» конфигурацией, для которых нужно производительное ПО. И цена программного продукта Microsoft вполне соответствует его роли и возможностям. Г-н Балмер, по его словам, не уверен в том, что некоторое снижение цен на легальные продукты Microsoft могло бы снизить уровень потребления пиратских продуктов в России. «Пиратство в России на очень высоком уровне, отметил он. Если в других странах мы тратим усилия на то, чтобы люди использовали Windows, то в России на то, чтобы за него заплатили».
Впрочем, российские реалии уже подтолкнули Microsoft к каким-то реальным шагам. Как рассказал на партнерском форуме руководитель отдела по работе с организациями среднего и малого бизнеса Microsoft Евгений Воронин, с начала 2005 года получить обновления Windows с сайта Microsoft можно будет только легальным пользователям. В то время как сейчас скачать заплатку может любой желающий.
Однако обновления, касающиеся вопросов безопасности, компания будет распространять для всех. «Мы считаем, что технология ИТ-инфраструктуры в целом, ее безопасность важнее для нас, чем коммерческий интерес», отметил г-н Воронин. По его словам, в планах компании также поиск возможностей расширения поддержки легальных пользователей.
Пользователям, для которых вопрос цены крайне критичен, г-н Балмер порекомендовал с января будущего года воспользоваться облегченной версией Windows, которая стоит в два раза дешевле, но имеет серьезные ограничения по функциональным возможностям по сравнению с традиционной версией.
В то же время г-н Воронин посоветовал партнерам быть очень аккуратными с предложением клиентам «облегченного» Windows как самого дешевого продукта. По его мнению, это ПО рассчитано только на начинающих пользователей, имеющих непроизводительный компьютер. В нем есть ограничения по разрешению экрана, по количеству одновременно работающих приложений, числу учетных записей, и т.д.
Партнеры Microsoft были единодушны в том, что корпорация непростительно мало средств вкладывает в маркетинг своих продуктов в России и продажи в регионах. Они считают необходимым увеличение инвестирования Microsoft и в ряд других, не менее важных направлений.
«Microsoft последний раз вкладывала средства в маркетинг обучения четыре года назад, с тех пор это направление в России развивается слабо, отметил один из представителей учебных центров. Когда, наконец, можно будет получить учебники и тесты для специалистов Microsoft на русском языке, ведь речь об этом идет уже несколько лет?». Отвечая на этот вопрос, г-н Балмер пообещал сообщить о настойчивой просьбе россиян в штаб-квартиру Microsoft в Редмонде и помочь в решении проблемы. Он также обещал со своей стороны посодействовать и в том, чтобы были увеличены инвестиции в маркетинг продуктов Microsoft в России.
Несмотря на то, что партнеры не очень довольны уровнем поддержки своего бизнеса вендором, исполнительный директор отметил большие достижения российского бизнеса Microsoft. По утверждению г-на Балмера, минувший финансовый год Microsoft в России был завершен лучше, чем в ряде других стран. А за последние три года российский бизнес корпорации вырос втрое.
Отдельная часть форума была посвящена встрече Стива Балмера с руководителями компаний-партнеров Microsoft Business Solutions. Встреча происходила без участия прессы, поэтому судить о ее результатах можно было только по отзывам участников. Масса партнерских вопросов также была посвящена теме маркетинга. Как рассказал CNews.ru Владимир Демин, глава Columbus IT Partner Russia, сегодня, к примеру, все знают, что такое SAP и что самые успешные компании мира используют продукты этого производителя. А про Microsoft практически не говорят, и это неправильно. «Шикарные продукты Microsoft позиционируются не на уровне бизнеса, а на уровне „коробок“ и „технарей“, считает г-н Демин. То, что публикации о Microsoft размещаются только в компьютерных журналах это неправильно: складывается такая ситуация, что если бизнесмену нужны корпоративные решения то к Microsoft он обратится в последнюю очередь». Г-н Демин отметил, что Стив Балмер возлагает большие надежды на ТВ-рекламу, благодаря которой в Великобритании, например, произошел значительный рост продаж ПО Microsoft.
Некоторые партнеры в разговоре с обозревателем CNews.ru отмечали, что в ходе беседы поднималась и тема недовольства партнеров размерами вознаграждения от Microsoft, что в принципе, объяснимо. В бизнесе Microsoft работает в десятки раз больше партнеров, чем в бизнесе Oracle и SAP. Большое число партнеров по программному обеспечению означает, что недостаточно компетентных среди них гораздо больше, чем при работе с названными продуктами. И та маржа, которая платится сейчас Microsoft по принципу «уравниловки», является очень большой проблемой для партнеров.
По словам г-на Демина, в российском сегменте Microsoft Business Solutions, к примеру, сейчас идет речь о создании системы, которая позволяла бы начинающим и неопытным партнерам работать под руководством крупных партнеров и обладать чуть меньшей маржой, но которая при этом была бы инвестициями в качество. То есть речь идет о создании некой мультиуровневой партнерской сети, о том, чтобы отдать внедрение в руки опытных специалистов.
Как рассказал CNews.ru руководитель российского подразделения Microsoft Business Solutions Олег Паленов, интересно, что участники встречи сошлись во мнении: доля Microsoft Business Solutions в России может увеличиться через 23 года в 10 раз. В свою очередь г-н Балмер отмечал, что намерен оказывать этому направлению в России большую поддержку.
В целом партнеры, видимо, остались довольны атмосферой встречи с исполнительным директором Microsoft. По мнению г-на Демина, Стив Балмер сумел построить диалог с российской публикой и понять основные отличия российского бизнеса Microsoft от общемирового. «Приезд г-на Балмера в Россию означает, что российский рынок значим для Microsoft, и что здесь ожидаются позитивные изменения», отметил он.