Разделы

Марка

В обращение выходят четыре почтовые марки из серии «История Первой мировой войны»

31 июля в обращение выходят четыре почтовые марки в рамках серии «История Первой мировой войны». Они посвящены атаке на крепость Осовец, Брусиловскому прорыву, русскому экспедиционному корпусу и Эрзурумской операции на Кавказском фронте.

Первая мировая война стала самым крупным для своего времени вооруженным конфликтом как по количеству человеческих жертв, так и по геополитическим итогам. За четыре с небольшим года, с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 гг., погибли десятки миллионов военнослужащих и мирных жителей. Сегодня, через 100 лет после начала Великой войны, как называли ее до начала Второй мировой, историки еще раз возвращаются к оценке ее значения для всемирной экономики и геополитики.

Российская филателия уже обращалась к теме Первой мировой войны. В 1934 г., когда отмечалось 20-летие ее начала, советский художник И. Ганф создал серию почтовых марок, вошедших в историю советской филателии под названием «антивоенных». Серия из пяти марок поступила в обращение в январе 1935 г. Мастерски выполненные почтовые миниатюры советского художника призывали быть готовыми дать отпор фашистам, которые, захватив власть, готовились развязать в те годы очередную мировую воину.

Выпуск из четырех почтовых марок 2014 г., подготовленный ФГУП Издатцентр «Марка», посвящен участию России в Первой мировой войне, ключевым событиям, в которых наши войска сыграли решающую роль.

В первом сюжете отображена атака немецких войск на русскую опорную крепость Осовец, возведенную на реке Бобры в Белостокском воеводстве. Враги трижды атаковали ее, в том числе с применением химического оружия, но так и не смогли взять в течение 190-дневной осады. Крепость была оставлена в связи с общим отступлением русской армии после того, как артиллерия была вывезена, а укрепления взорваны.

Вторая марка посвящена знаменитому Брусиловскому прорыву. В 1916 г. русские войска под командованием генерала А.А. Брусилова нанесли серьезное поражение армиям Австро-Венгрии и Германии. Несмотря на неполный успех, кампания имела важное стратегическое значение. Противник потерял в ходе боев до 1,5 млн человек, в том числе свыше 400 тысяч – пленными, тогда как русские потери составили около 0,5 млн солдат. По результатам наступления русские войска захватили 581 орудие, около 1800 пулеметов, много другой военной техники. В результате Брусиловского прорыва силы австро-венгерской армии были настолько подорваны, что до конца войны она уже не могла вести активные действия.

Русским экспедиционным корпусом именовались 4 русские пехотные бригады, воевавшие во время Первой мировой войны на Балканах и во Франции. Им посвящена третья марка выпуска. Как отмечал французский маршал Фош, Франция не была стерта с карты Европы в первую очередь благодаря мужеству русских солдат. Они воевали на Салоникском фронте, в Македонии, под Верденом. В сентябре 1917 г. в военном лагере Ла-Куртин солдаты корпуса восстали, требуя отправки на родину, но их бунт был жестоко подавлен. В дальнейшем, после выхода России из войны, они воевали как в рядах РККА, так и в Белой гвардии.

Сюжетной основой четвёртой марки стала Эрзурумская операция – крупное наступление русской армии в начале 1916 г. на Кавказском фронте. В ходе военных действий русские войска полностью разгромили третью турецкую армию и завладели важным узлом обороны противника — крепостью Эрзурум. В тот же день во всех полках, дружинах и батареях Кавказской армии был оглашен приказ командующего, выражавшего благодарность за мужественное исполнение своего воинского долга перед российским Отечеством.

Как приручить джинна: Почему GenAI нужен науке и бизнесу, несмотря на сложный характер
Энергия ИИ

К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри — четыре почтовые марки, конверты первого дня с гашениями (Москва).

Художник-дизайнер: А. Московец.
Номинал: i20.
Размер марок: 50×37 мм, размер листов: 170×180 мм.
Форма выпуска: листы с оформленными полями (3х4) из 11 марок и купона.
Тираж: 363 тыс. марок каждого сюжета (33 тыс. марочных листов).