В России публично наказали спамера
28 апреля на выставке IT-Week 2004 российскими игроками рынка электронного бизнеса было совершено публичное сожжение чучела спамера. В акции, организованной хостинг-провайдером «Арбатек», приняли также участие агентство PROMO Interactive, компания IP-TEL - провайдер интернета и ip-телефонии, интернет-сообщество профессионалов E-xecutive и ряд других компаний. Экзекуторы объяснили присутствующим, что для компаний, оказывающих услуги по обеспечению работы информационных интернет-систем для своих клиентов, спам - не просто неудобство в работе. Это прямая угроза существованию бизнеса. Дело в том, что спамеру несложно стать клиентом такой компании - проведение детальной проверки каждого из клиентов серьезно повысило бы цены на услуги, особенно для небольших сервисных компаний, которые физически не могут “ловить” спамеров среди своих клиентов с необходимой быстротой. В результате поддерживаемые электронные реквизиты попадают в так называемые “стоп-листы”, и часть клиентов лишается возможности нормально работать с электронной корреспонденцией.По словам представителей компании «Арбатек», заявившей о присоединении к Национальной Антиспамовой Коалиции, на сегодняшний день убытки, наносимые деятельностью спамеров пользователям интернета, только в Европе составляют около €2,25 млрд. в год. Учитывая значение современных коммуникаций и их глобальный характер, можно сделать вывод, что ни одна компания, даже самая богатая и влиятельная, решить проблему спама в одиночку и без государственной поддержки не сможет. Усугубляет положение несовершенство правового поля. И речь идет не только о России. Во всем мире законотворцы пока не могут создать свод законов, который бы надежно закрыл для спамеров все лазейки.
Из простого неудобства спам быстро превращается в основную причину снижения производительности труда и потенциально может стать серьезным фактором, препятствующим нормальной работе множества организаций по всему миру. Поскольку объем спама продолжает возрастать, его влияние на бизнес со временем становится все более серьезным. Так, компания Symantec провела в конце 2003 года опрос среди руководителей 500 американских компаний малого и среднего бизнеса, его результаты были неутешительны: 61% руководителей намереваются полностью отказаться от использования электронной почты для рассылки деловой корреспонденции, если ситуация со спамом ухудшится, 55% постоянно меняют адреса электронной почты, чтобы избавиться от навязчивых спамеров.
Ежегодный ущерб, причиняемый спамом крупным организациям, не поддаётся точному исчислению, но, по самым скромным подсчетам, достигает сотен миллионов долларов. Вычисляется он с учетом расходов на оплату ненужного трафика и затрат рабочего времени сотрудников компании. По мнению большинства ИТ-менеджеров, принимавших участие в опросе IDC, проблема спама в течение следующих двух лет станет еще более актуальной.
По мнению специалистов Национальной Антиспамовой Коалиции, в 2004 году интернет окончательно засорится нежелательными рассылками. В отчете коалиции за 2003 год, в частности, прогнозируется, что в мире спам составит 70% всей электронной почты и принесет ущерб на сумму более $10 млрд. По некоторым данным, сейчас в мире ежедневно рассылается 15 млрд. спамерских сообщений.
Что касается Рунета, то здесь за вторую половину прошлого года количество рассылок, попадающих на почту службы Mail.ru, увеличилось в два раза. А по данным компании "Ашманов и партнеры", в некоторых почтовых службах Рунета эта цифра уже достигла 80%. По оценкам компании, в ближайшие два года объем спама, как минимум, удвоится. К концу 2003 года в России рассылалось примерно 15-30 млн. спамерских сообщений в день, и это самая консервативная оценка (для сравнения – в мире этот показатель достигает 5-10 млрд. нежелательных писем в день). Пик спама в Рунете «Ашманов и Партнеры» прогнозируют на 2004 год, далее же должно произойти снижение его доли – за счет повсеместной установки фильтров и законодательной борьбы.