Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура

Война четвертого поколения: Как суды отказывают в выдаче LTE-частот

Отрицательное мнение одного из ведомств-членов госкомиссии по радиочастотам является достаточным основанием для отказа в выдаче частот, даже если такое мнение не основано на технических параметрах, а ранее ведомство давало положительное заключение. К таким мнениям пришли суды, рассматривая иски группы «Антарес» о выдаче ей LTE-частот.

Многолетние суды

Арбитражный суд Московского округа отклонил кассационные жалобы компаний «Антарес», «Интеграл» и «Арктур» (группа «Анатрес») на решения суда нижестоящей инстанции по иску этих компаний против Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) и курирующему ее работу Минкомсвязи. Истцы пытались обжаловать вердикт Девятого арбитражного апелляционного суда, который ранее отменил решение Арбитражного суда Москвы, обязывающее ГКРЧ выдать «Антаресу» LTE-частоты в верхней части диапазона 1,9 ГГц.

Напомним, группа «Антарес» принадлежит бизнесмену Евгению Ройтману и с 2008 г. ведет борьбу за частоты в диапазоне 1,9 ГГц . В 2009-2011 г.г. «Антарес» смог отсудить частоты в нижней части диапазона 1,9 ГГц и получил разрешение строить на них сеть четвертого поколения сотовой связи (4G) стандарта LTE.

Частоты, имеющиеся сейчас у «Антареса», позволяют ему строить сеть LTE на базе одной из двух разновидностей этой технологии - временного разделения каналов (TDD). Но более перспективной считается другая разновидность - частотного разделения каналов (FDD), в связи с чем «Антарес» начал борьбу за получение парной полосы частот в верхней части диапазона 1,9 ГГц.

ГКРЧ поначалу вовсе отказывалась рассматривать соответствующую заявку «Антареса», но в 2012 г. суд обязал комиссию это сделать. В 2013 г. ГКРЧ рассмотрела заявку и вынесла решение об отказе, посчитав целесообразным выставить данные частоты на аукцион.

«Антарес» вновь стал судиться с ГКРЧ. В 2014 г. суды первых двух инстанций признали законным отказ компании в выдаче частот, но кассационная инстанция приняла иной вердикт и обязала ГКРЧ выдать частоты «Антаресу». Летом 2014 г. комиссия повторно рассмотрела данную заявку и вновь отказала в выдаче частот, а затем Верховный суд отменил решение, обязывающее ГКРЧ выдать частоты «Антаресу».

Тогда «Антарес» стал оспаривать повторный отказ комиссии в выдаче частот. В январе 2015 г. Арбитражный суд Москвы признал отказ незаконным, но апелляционная инстанция отменила этот вердикт, а кассационная инстанция с этим согласилась.


Отказать в выдаче частот ГКРЧ может на основании единственного отрицательного ведомственного отзыва

Как работает ГКРЧ

В состав ГКРЧ входит 21 член. Больше всего представителей в комиссии от Минкомсвязи и подведомственных ему структур: Россвзязь, Роскомнадзор, Роспечать. Председателем комиссии является министр связи Николай Никифоров. Большое число в комиссии представителей от силовых структур: Минообороны, Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел и Службы внешней разведки.

Кроме того в комиссии есть представители от Минпромторга, Министерства природного развития и экологии, Минтранса, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минэкономразвития, Росстандарта, Росгидромета, Роскосмоса и Росавиации.

В соответствии с Порядком ГКРЧ о рассмотрении материалов и принятии решений о выделении радичасотот, поступающие в комиссию заявки на выделение радиочастот должны направляться на рассмотрение Роскомнадзора на предмет исследования вопроса о возможности использования частот.

В случае, если заявка касается полос частот, выделенных для преимущественного использования правительственными структурами или совместного использования гражданскими и правительственными службами, она также должна пройти согласование в Минобороны и ФСО.

Непостоянство Минобороны и Роскомнадзора

«Антарес» в судах указывал, что еще в 2011 г. компании удалось получить все три необходимых согласования - от Роскомнадзора, Минобороны и ФСО. В 2012 г. суд, удостоверившись в наличии этих согласований, обязал ГКРЧ рассмотреть заявку компании. Но на момент первого рассмотрения заявки «Антареса» в 2013 г. у ГКРЧ появилось три отрицательных отзыва: от ФАС, Роскомнадзора и Минобороны.

Роскомнадзор указал, что диапазон 1,9 ГГц не отнесен правительством России и европейскими службами к числу диапазонов для технологии LTE. А ФАС и Минобороны заявили, что действующий с начала 2012 г. порядок рассмотрения заявок ГКРЧ не разрешает комиссии выделять частоты операторам напрямую, а обязывает выставлять их на аукцион.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

«Антарес» с такими доводами не согласился, и в 2014 г. кассационная инстанция поддержала требование компании. В решении суда была сказано, что Закон «О связи» описывает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выделении частот: несоответствие запрошенной полосы частот таблице распределения частот между радиослужбами, несоответствие параметров излучения заявленных радиоэлектронных средств (РЭС) установленным нормам и отрицательное заключение одного из членов ГКРЧ.

При этом в Положении о рассмотрение материалов ГКРЧ сказано, что отрицательный отзыв должен основаться на технических параметрах будущих РЭС: несоответствии параметров излучения установленным нормам либо невозможность обеспечения электромагнитной совместимости с существующими РЭС.

Доводы, указанные в полученных ГКРЧ отрицательных отзывах, к числу таковых не относятся, установил в 2014 г. суд кассационной инстанции. К тому же Минобороны и Роскомнадзор ранее уже выдавали положительные заключения по этим заявкам. А требование о выставлении частот на аукцион не относится к заявкам, поданным в комиссию до 2012 г, отмечают в «Антаресе».

Однако Верховный суд отменил данное решение суда. В вердикте Верховного суда было отмечено, что каждое из перечисленных в Законе «О связи» оснований для отказа в выделении частот является самодостаточным, то есть отрицательного отзыва одного из членов ГКРЧ достаточно для отказа в выделении частот независимо от его причин.

Вмешательство из космоса

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Между тем, в 2014 г., при повторном рассмотрении ГКРЧ заявки «Антареса», действовало решение суда, признавшего предыдущие основания для отказа в выделении частот недействительными. Но тут у комиссии появился новый отрицательный отзыв - от Роскомоса, подписанный занимавшим тогда должность замглавы ведомства Анатолием Шиловым.

Шилов в своем письме от 22 июля указал, что выдача частот «Антаресу» не позволит ведомству запустить сеть мобильной спутниковой связи «Луч», создание которой предусмотрено Федеральной космической программой. Правда, за год до этого, при первом рассмотрении заявки «Антареса», Шилов не возражал против выдачи данных частот, указав лишь о необходимости разработки условий совместного использования сети LTE и сети спутниковой связи.

Более того, при подготовке к прошлогоднему рассмотрению заявки «Антареса» Шилов поначалу также не возражал против выделения компании частот, что следует из его более раннего письма от 14 июля (письма Шилова имеются в распоряжении CNews). Таким образом, как отмечают в «Антаресе», Роскомос без каких-либо причин за одну неделю изменил свою позицию по данному вопрос, хотя за прошедшее время никаких исследований на эту тему не проводилось.

В начале 2015 г. Арбитражный суд Москвы также обратил внимание на нестыковки в позиции Роскомоса и обязал ГКРЧ все-таки выдать частоты «Антаресу». Но апелляционная инстанция отменила это решение, сославшись на предыдущий вердикт Верховного суда по споры «Антареса» с ГКРЧ: отрицательного мнения одного из членов комиссии достаточно для отказа в выделении частот. Кассационная инстанция повторила этот довод.

Отголоски прошлых лет

Представитель «Антареса» говорит, что компания будет оспаривать этот вердикт. «Мы добиваемся равных правил игры для всех участников рынка, - заявили в компании. - Положительных заключений от ФСО, Минобороны и Роскомнадзора достаточно для выделения частот, так как эти три ведомства полностью покрывают всех потребителей радиочастотного спектра. К тому же ведомства не вправе изменять свои решения по ранее выданным заключениям».

В Минкомсвязи, со своей стороны, считают, что все частоты должны выставляться на аукцион. Спор же с «Антаресом» и другие подобные истории министр связи Николай Никифоров называл отголоском прошлых лет, когда не было прозрачного распределения частот. ГКРЧ еще в 2014 г. подготовила проект проведения аукциона по частотам в диапазоне 1,9 ГГц, но из-за судебных разбирательств с «Антаресом» соответствующее решение не было принято.

Игорь Королев