Разделы

Цифровизация ИТ в банках

ВТБ 24 завершил трехлетний проект по созданию ИТ-архитектуры на базе Oracle

В ВТБ 24 завершился первый этап реализации ИТ-стратегии банка, подразумевающий внедрение мощных промышленных ИТ-систем и их интеграцию на платформе Oracle. Вопросы импортозамещения в банке пока только изучают на опыте своих коллег по группе ВТБ из Банка Москвы.

Департамент банковских и информационных технологий ВТБ 24 подвел итоги первого этапа реализации своей ИТ-стратегии, который продолжался в течение трех лет — с 2012 по 2014 гг.

Описывая историю развития информационных систем ВТБ 24, директор департамента Сергей Русанов объясняет, что после образования банка в 2005 г. в нем в качестве базовой ИТ-платформы использовалось решение «Бисквит», которое было несовершенным с точки зрения производительности и масштабируемости. В 2009 г. в эксплуатацию была введена платформа Profile, а в 2011 г. — поставлена задача технологического обновления банка и перехода на так называемую целевую ИТ-архитектуру.

По словам Русанова, сформированная в тот момент стратегия установила, что основой ИТ-инфраструктуры банка должно стать внедрение ограниченного числа мощных промышленных систем и их интеграция на платформе Oracle, которая была выбрана на конкурсной основе.

На данный момент ИТ-инфраструктура банка включает единое фронтальное решение Oracle Siebel, интеграционную шину Oracle Fusion Middleware, клиентский каталог Oracle Master Data Management, интернет-банктелебанк») Adobe CQ5, кредитные решения FICO и хранилище данных на базе решений Oracle, Teradata и SAS.

«Стратегическая цель на будущее — завершить базовый переход большинства бизнес-областей банка на внедренную платформу в части функциональности», — говорит Русанов. Ориентировочно речь идет о переводе 80% организационной нагрузки в перспективе трех лет. Также ВТБ 24 намерен заниматься повышением отказоустойчивости систем и наращиванием качества ИТ-услуг.


Сергей Русанов: «По поводу возможного углубления санкций могу сказать, что мы оптимисты и надеемся, что ситуация будет развиваться в позитивном ключе, она и так уже слишком далеко зашла»

В период первого этапа внедрения и развития ИТ-платформы количество клиентов банка увеличилось с 9,6 млн до 16 млн., пользователей «телебанка» — с 1,24 млн до 2,14 млн., офисов — с 606 до 1066, банкоматов с 5,7 тыс. до 10 тыс., POS-терминалов — с 18 тыс. до 72 тыс. «Такой рост мы, очевидно, не смогли бы поддержать, если бы не занимались инновациями», — уверен Русанов.

Показатели чистой прибыли банка на протяжении последних лет были неоднородными — они то увеличивались, то снижались. В то же время расходы банка на ИТ неизменно росли — с i1,55 млрд в 2009 г. до i9,33 млрд в 2014 г. (без учета фонда оплаты труда ИТ-специалистов).

По мнению Русанова, данный факт говорит о том, что развитие ИТ-стратегии в ВТБ 24 — это фактически отдельная самостоятельная задача, которая никак не коррелирует с финансовыми достижениями банка. «Это самостоятельная задача построения необходимого фундамента для будущего организации. Это не расходы, это инвестиции», — заверяет топ-менеджер.

Источник: ВТБ 24 (кликните, чтобы увеличить)

Главный этап этих инвестиций в банке уже завершился, поэтому в 2015 г. ИТ-вложения несколько сократятся — ориентировочно до i8,3 млрд. Из них только порядка i2 млрд составят капзатраты (дополнительные закупки железа), остальное уйдет на техподдержку и проектную деятельность.

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

В отношении инвестиций Русанов считает, что они завершились очень вовремя. «Большая часть используемых продуктов — зарубежного производства. Успели их закупить, исходя из приемлемого курса рубля», — сообщает он.

Говоря о перспективах импортозамещения, Русанов заявил, что в данном вопросе его организация следит за результатами пилотов Банка Москвы, также входящего в группу ВТБ, который сейчас экспериментирует с внедрением отечественных СУБД, ОС и пр.

Источник: ВТБ 24 (кликните, чтобы увеличить)

Как можно было понять со слов топ-менеджера, пока ВТБ 24 рассматривает перспективы использования у себя базовых ИТ-систем отечественного производства лишь в теории — на случай серьезного ухудшения политической ситуации. Каких-либо конкретных шагов в банке в направлении импортозамещения пока не предпринимается. «Мы считаем, что достаточно того, что эту задачу решают наши коллеги», — заявляет Русанов.

Цифровизация документооборота: как бизнесу адаптироваться к изменениям законодательства
Маркет

Вопрос о рисках использования зарубежного ПО он считает сложным и неоднозначным. «Банки, которые исторически хотели быть технологическими лидерами на рынке, конечно, выбирали лучшие решения (платформы, сервера, базы данных, инструменты аналитики), и таковыми были продукты американских компаний», — напоминает топ-менеджер. Сейчас для него вполне очевидно, что уже появились конкурентные предложения производителей из Китая, Кореи, России и пр. Но переход на них — процесс очень долгий.

Рассуждая о перспективах расширения санкций, Русанов сообщил, что является оптимистом и надеется, что ситуация будет развиваться в позитивном ключе. При этом он уверен, что вероятность коллапса практически исключена. С его слов, даже в случае введения жестких мер, у банка уже есть достаточное количество специалистов, которые смогут самостоятельно обслуживать используемые системы, хотя наверняка и возникнут проблемы с их развитием и с новыми проектами.

В самом Oracle риски использования продуктов компании в России комментируют лишь в том смысле, что большая часть ее решений сертифицирована ФСТЭК. На конкретный вопрос, как станут развиваться отношения Oracle с ВТБ 24, если банк начнет оказывать услуги жителям Крыма, региональный директор компании в России Мария Орловская ответить не смогла, сославшись на «период тишины».

Денис Воейков