Спецпроекты

«ВымпелКом» забрал «Корону» у Tele2

Телеком Бизнес Мобильная связь
Компания «ВымпелКом», не надеясь на получение GSM-лицензий в Иркутской области, приобрела за $232 млн. у Tele2 местного оператора «Корпорация Северная Корона». В рамках сделки компании подписали соглашение о национальном роуминге сроком на 10 лет. Аналитики считают шаги «ВымпелКома» логичными, но указывают на не очень высокую маржинальность бизнеса «Короны». Шведский холдинг Tele2 решил отказаться от развития бизнеса в Иркутской области и продал свою «дочку» «Корпорация Северная Корона» (КСК) компании «ВымпелКом». Сумма сделки составила $232 млн. Слухи о вероятном переходе «Короны» под бренд «Билайн» стали ходить еще в начале 2007 г. По данным некоторых источников, шведы неоднократно получали от «ВымпелКома» предложения о выкупе иркутского оператора.

Решающим стало предложение «ВымпелКома» об открытии национального роуминга со шведским холдингом сроком на 10 лет. «Продажа нашего оператора в Иркутске напрямую связана с подписанием стратегически важного соглашения о национальном роуминге и ни в коей мере не может рассматриваться как изменение стратегии Tele2 по расширению бизнеса в России, — заявил президент «Tele2 Россия» Карл-Магнус Стенберг. — Наоборот, до конца года мы планируем сделать новые приобретения в России».

По данным аналитических агентств, в настоящее время в Иркутской области проникновение сотовой связи превышает 100%. Кроме КСК, в регионе работают МТС, «МегаФон» и «Байкалвестком». В AC&M Consulting оценивают количество абонентов здесь в 2,58 млн. на конец II квартала 2007 г. На долю Tele2 приходилось порядка 22% всей абонентской базы региона. По оценкам «ВымпелКома», к концу июня текущего года КСК имела примерно 571 тыс. абонентов, в том числе более 3 тыс. абонентов в стандарте D-AMPS.

Исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников отметил, что приобретение КСК серьезно усиливает позиции оператора в России и расширяет границы общения для существующих и новых абонентов. По его словам, в планах компании — за максимально короткое время интегрировать Иркутский филиал в общую систему оператора. Один из источников в «ВымпелКоме» оценил примерное время на запуск бренда «Билайн» в Иркутской области и перевод абонентов на новые тарифы в полгода. «Для вывода торговой марки необходимо проделать большую подготовительную работу — как в направлении маркетинга и рекламы, так и в техническом, ИT и других направлениях», — подчеркнули в «ВымпелКоме».

Напомним, что «ВымпелКом» до недавнего времени отсутствовал во многих регионах Дальнего Востока и Сибири и неоднократно пытался туда выйти, но каждый раз встречал непонимание со стороны регулятора. Очередную надежду на получение заветных частот в оператора вселило объявление Федеральным агентством связи (Россвязью) конкурсов на лицензии GSM. В ходе первых конкурсов, проведение которых было поручено Россвязьохранкультуре, «ВымпелКом» смог получить частоты в Магаданской области, Корякском и Еврейском автономных округах, но проиграл борьбу за лицензии в Якутии, Приморском крае и на Чукотке. Глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков удивился таким итогам, отметив, что разработанные Россвязью конкурсные условия не были выгодны крупным игрокам. Г-н Боярсков подписал приказ о переносе дальнейших конкурсов на один-два месяца, дав своему заместителю Светлане Власовой поручение доработать конкурсные условия и изменить порядок оценки участников конкурсов.

Конкурс, в ходе которого должны были разыгрываться GSM-лицензии в Иркутской области, был перенесен с 15 августа 2007 г. на 18 октября 2007 г. По мнению специалистов, «ВымпелКом» решил не надеяться на благосклонность к нему новых конкурсных условий, поэтому пошел на выкуп у Tele2 интересного актива. «Если есть возможность купить компанию, то лучше сделать это, чем ждать конкурса, — рассуждает старший аналитик J'son & Partners Ирина Астафьева. — К тому же с нуля начинать работу всегда тяжело, а конкуренция в Иркутской области довольно высока. А так "ВымпелКом" уже получил готовую сеть и 20% абонентов региона».

«Компания исчерпала все возможности выхода в Иркутский регион, поэтому покупка КСК выглядит вполне оправданным шагом, — говорит старший аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. — Данное приобретение не является дорогостоящим с точки зрения "цены за одного абонента" — чуть более $400, — но "ВымпелКому" придется думать над тем, как повысить маржинальность бизнеса в этом регионе, которая составляет примерно 33%».

В «ВымпелКоме» подтвердили, что намерены укрепить имеющиеся на данный момент позиции КСК и сосредоточиться на росте выручки. «В наших планах — активное развитие сети в Иркутской области: расширение присутствия во всех населенных пунктах, покрытие автотрасс, зон отдыха и деловой активности, — сообщили в пресс-службе операторской компании. — Другим стратегическим направлением является активный запуск новых интересных тарифов и услуг».

Бренд «Билайн» намерен и в дальнейшем усиливать свое присутствие на российском рынке. Собеседник CNews в «ВымпелКоме» отметил, что компания готова обращаться ко всем возможным источникам роста, в том числе и касающихся приобретения активов. «Разумеется, мы в наибольшей степени заинтересованы в выходе в те субъекты Дальневосточного и Сибирского округов РФ, где мы пока не представлены, — сообщил источник в операторе. — Но наряду с этим мы также готовы рассматривать возможности консолидирующих приобретений там, где мы уже представлены для усиления наших конкурентных позиций».