Разделы

Интернет Веб-сервисы

Yahoo! купит поисковую машину Inktomi

Интернет-гигант Yahoo! заявил 23 декабря о своем намерении приобрести за $235 млн. компанию Inktomi, разработчика технологии для поиска информации в Сети, стремительно теряющую свои рыночные позиции после краха дот-комов. Как утверждают аналитики, эта сделка изменит текущую расстановку сил на рынке онлайновых поисковых машин и сможет вернуть Yahoo! утраченные позиции в этом секторе.
Поглощение Inktomi, как ожидается, завершится к апрелю 2003 года и обойдется Yahoo! в $235 млн. или $1,65 за обычную акцию компании, ничтожно малую сумму, учитывая, что в эпоху расцвета дот-комов в марте 2000 года рыночная капитализация Inktomi достигала $25 млрд., а максимальная стоимость обычной акции составляла $231,63. За 2 года в Inktomi уволили 88% служащих и отказались от большинства направлений деятельности, вернувшись, в итоге, к тому, с чего все начиналось - обеспечению поиска для веб-сайтов. Сейчас в Inktomi 140 служащих, и Yahoo обещает сохранить большую часть рабочих мест.

На новостях о грядущем приобретении акции Inktomi 23 декабря выросли в цене на 43 цента, и на момент закрытия NASDAQ их стоимость составила $1,6, в то время как акции Yahoo подорожали на 65 центов - до $17,73.

Слияние поставит точку в истории Inktomi, однако для Yahoo оно открывает новые возможности. Поиск в Сети по-прежнему остается вторым по популярности - после электронной почты - времяпрепровождением пользователей интернета. Как показало время, это прибыльный бизнес: рекламодатели обнаружили, что "завлечь" пользователей на свои сайты легче всего, поместив свои баннеры возле результатов поиска или даже между ними.

Развивая другие свои направления, топ-менеджеры Yahoo немного отошли от некогда приоритетного вида деятельности - поиска в Сети. Однако до прошлого года интернет-гигант по-прежнему оставался самой посещаемой поисковой службой Сети, пока его не вытеснил Google, появившийся несколько позже, но успевший завоевать симпатии пользователей более результативным, по сравнению с остальными машинами, поиском. Любопытно, что в 2000 году Yahoo начал использовать Google для некоторых видов поиска, помогая компании развиваться и расти.

С самого начала своего существования Yahoo предлагал осуществлять поиск в Сети через собственную классификацию веб-сайтов, которую составляли и упорядочивали редакторы подобно каталогам и карточкам в библиотеке. Большинство других поисковых машин, включая Google и Inktomi, сравнивают введенный пользователем запрос с составленным компьютером каталогом миллионов, а теперь - и миллиардов веб-страниц. Yahoo долгое время использовал наряду со своей и другие поисковые машины, чтобы справляться с самыми запутанными запросами, не входящими в классификацию. Сначала использовалась AltaVista, затем - Inktomi, и, наконец, Google.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

Большую часть прошлого года Inktomi прилагала огромные усилия, пытаясь вернуться к былому сотрудничеству с Yahoo. Старания компании доходили до абсурда - вокруг штаб-квартиры Yahoo даже курсировали грузовики с надписями о том, что Inktomi, в отличие от Google, не имеет своего веб-сайта, который конкурировал бы с сайтами партнеров.

Однако в октябре прошлого года Yahoo заключила повторный контракт на использование результатов поиска Google, хотя, по новым условиям соглашения, компания оставила за собой право привлекать и другие поисковые машины. На то время Yahoo заявляла, что Google предоставляет наилучшие и наиболее полные результаты поиска. Однако Yahoo предпочла вложить деньги в Inktomi и получить свою собственную поисковую машину, а не зависеть от стороннего провайдера, что многократно окупится впоследствии. Inktomi принесет Yahoo новый источник доходов: объемные веб-сайты, чтобы попасть в поисковую машину, должны платить определенную сумму за каждый клик пользователя по найденным ссылкам на их страницы. Google такой практики не придерживается. По оценкам Сьюзен Деккер (Susan Decker), финансового директора Yahoo, каждый процент, на который Yahoo сможет увеличить свою долю рынка поисковых машин, позволит компании заработать от $20 млн. до $60 млн. в год на рекламе.

Источник: по материалам Associated Press и газеты The New York Times.