Разделы

Интернет Веб-сервисы Интернет-реклама

«Яндекс» знает, сколько вам лет и сколько у вас денег

Новая система таргетирования рекламы «Крипта», разработанная в «Яндексе», способна идентифицировать пользователя поисковика по полу, возрасту и уровню дохода.

«Яндекс» запускает «революционную» технологию нацеливания рекламы под названием «Крипта» (с греческого - «тайник»).

Революционность «Крипты», как рассказывает директор по развитию медийных продуктов поисковика Лев Глейзер, состоит в умении при показе рекламы идентифицировать пользователей по полу, возрасту и доходу, даже если они не зарегистрированы и не залогинены. Напомним, что до сих пор «Яндекс» осуществлял таргетирование рекламы по географическому признаку.

«Крипта» основана на анализе вероятностей поведения пользователей при поиске и построена на существующей в «Яндексе» технологии машинного обучения «Матрикснет». Ввод «Крипты» в коммерческую эксплуатацию, намеченный на 1 сентября 2011 г., произойдет после полугода тестирования.

Показ баннерной рекламы, таргетированной при помощи «Крипты», будет распространяться только на московских посетителей сайта. Интересно, что баннер на главной странице «Яндекса» таргетироваться с ее помощью не будет. Как говорит Глейзер, баннер на первой странице поисковика - это «супер-премиальное предложение», и его покупатели как правило заинтересованы не столько в таргетировании, сколько в полном покрытии аудитории.


Лев Глейзер тонко шутит с аудиторией, раскрывая алгоритм «Крипты»

Стоимость показа рекламы «таргетированной» с помощью «Крипты», по словам Льва Глейзера, будет в полтора раза выше, чем у «обычного» показа на «Яндексе». При этом Глейзер утверждает, что несколько более высокая цена будет скомпенсирована за счет возросшей точности нацеливания рекламы.

Так, например, по данным «Яндекса», вероятность правильного распознания пола посетителя составляет 74%, что вдвое лучше, чем при случайных показах с 50% ошибкой.

Сейчас «Крипта» умеет сегментировать аудиторию по полу, возрасту (выделяя 5 возрастных подкатегорий) и по достатку (среднему и высокому). По иным критериям таргетирование пока не планируется, говорит Лев Глейзер.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

В своем июньском исследовании «Поиск в интернете: как ищут мужчины и женщины» «Яндекс» приводил примеры поведенческого профилирования аудитории по гендерному признаку. В документе поисковика приводится несколько таких признаков, среди которых выделены длина запроса (у мужчин чуть короче женских), число ошибок в запросах (у мужчин чуть чаще), названия цветов и городов в текстах запросов (у мужчин чуть реже), использование чисел и латиницы в тексте запросов (у мужчин чаще).

Кроме того, «Яндекс» выделяет тематические различия в поисковых запросах: если мужчины чаще интересуются ИТ и компьютерными играми, то женщины скорее интересуются проблемами, связанными с межчеловеческими отношениями, детьми и поиском работы.

Известно, что таргетирование рекламы осуществляют конкуренты «Яндекса» на рекламном рынке Рунета Mail.ru и Google. В разговоре с CNews Глейзер предположил, что Mail.ru для этой цели используют объединенные базы пользователей соцсетей «Мой мир» и «Одноклассники», входящих в холдинг Mail.ru.

В самой Mail.ru в ответ на просьбу прокомментировать запуск «Яндексом» продвинутого таргетинга заявили, что «при отсутствии достоверной информации о пользователе, игроки рекламного рынка вынуждены заменять ее гипотетическими, вероятностными предположениями, получаемыми на основе статистических алгоритмов». Комментатор Mail.ru «не уверен, что подход «Яндекса» в полной мере компенсирует отсутствие точных знаний об аудитории».

Владислав Мещеряков