Разделы

Телеком

За московским транспортом планируется следить из космоса

Правительство Москвы намерено внедрить в городские службы систему спутниковой навигации, которой смогут пользоваться "Мосгортранс", "Мосгаз", "Мосводоканал", "Мосэнерго", ГУВД. По мнению властей, применение спутниковой связи позволит определять местонахождение служебного транспорта и выявлять самовольное изменение маршрута. С помощью системы можно будет также оповещать пассажиров на остановках об ожидаемом времени прибытия городского транспорта.
Ожидается, что уже этой осенью у станций метро "Щукинская" и "Авиамоторная" появятся первые электронные табло, показывающие время до прибытия автобуса или троллейбуса. Кроме того, планируется установить в кабине водителя кнопку "экстренной связи" с диспетчером, которая также будет осуществляться через спутник. Предусматривается также оснащение навигационным оборудованием городских мусоровозов: это позволит пресечь попытки выгрузки мусора на несанкционированных свалках. Есть и желание оказать навигационные и телематические услуги в сфере обслуживания детей, больных и инвалидов, а также решить проблему безопасности горожан путем установки датчиков на чердаках и в подвалах.

Все эти блага для москвичей обещаны программой "Система навигации и телематики для городского управления и населения", рассчитанной на 2003-2005 годы и одобренной на этой неделе на заседании правительства Москвы. Цели этой инициативы самые благородные – «повышение уровня безопасности населения и эффективности работы городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций, улучшение качества транспортного обслуживания». Для достижения этих целей предполагается задействовать систему спутниковой навигации, операторские центры на земле, переносные или стационарные абонентские комплексы. С их помощью будет определяться с точностью до нескольких метров расположение стационарных и подвижных объектов, в том числе - конкретных людей. Например, установка абонентского комплекса на автомобилях дорожно-патрульной службы, городских автобусах или машинах, перевозящих опасные грузы, позволит в режиме реального времени контролировать их местонахождение, а также отслеживать угнанные автомобили, прокладывать оптимальные маршруты по загруженным городским улицам и т.д. Человек, имеющий абонентский комплекс, при попадании в критическую ситуацию с помощью тревожной кнопки сможет вызвать милицию, которая найдет его на основании данных системы навигации.

По оценке главы управления транспорта и связи правительства Москвы Александра Беляева, на период до 2010 года рынок подобных услуг в России составляет около 15 млн. абонентов. В настоящее время стоимость одного абонентского комплекса колеблется от $200 до $1500. Г-н Беляев считает, что на финансирование программы требуется 1 млрд. 280 млн. 700 тыс. рублей. Из городского бюджета предлагается выделить 995 млн. рублей.

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев предложил конкретизировать положения программы, которая направлена на доработку в течение месяца. Одновременно будут готовиться предложения по источникам финансирования, сообщает Информационный центр правительства Москвы. Впрочем, за этой мягкой формулировкой официальных источников скрываются достаточно жесткие баталии, которыми сопровождалось обсуждение программы на заседании столичного правительства.

По мнению журналистов газеты «Время новостей», из доклада г-на Беляева так и не стало ясно, какую именно глобальную городскую проблему он предлагает решить посредством распределения по столице навигационного оборудования на почти полтора миллиарда рублей. Все оперативные службы города и без того оснащены высокоэффективными системами оповещения, а контролировать мусоровозы можно и менее затратными способами. Однако все перечисленные в документе ведомства, которым г-н Беляев пообещал новые технологии за счет городского бюджета, отметили актуальность программы и поддержали ее. Главные проблемы возникли, когда речь пошла о деньгах. Зампредседателя правительства Москвы Юрий Росляк от лица департамента финансов заявил, что, вопреки заявлениям г-на Беляева об экономии и самоокупаемости программы, никаких выгод для города она не предусматривает, а ее небюджетное финансирование представляется крайне сомнительным.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

Черту под обсуждением программы подвел вице-мэр Валерий Шанцев, отметивший, что первый этап программы запланирован на 2003 год, однако никаких средств на ее реализацию в текущем году не предусмотрено. Более того, и инвестиционные программы на 2004 год уже согласованы, поэтому денег на реализацию подобного проекта не заложено и в проекте бюджета Москвы на следующий год. При этом вице-мэр подчеркнул, что даже при наличии денег они бы все равно не достались управлению транспорта, поскольку у г-на Беляева нет бизнес-плана, под который могли бы быть выделены столь значительные деньги. Кроме того, правительство Москвы еще в начале прошлого «заказывало» управлению транспорта разработать программу навигации и телематики к августу 2002 года. «Однако когда пришло время отчитываться об исполнении задания, г-н Беляев вынес на рассмотрение мэрии еще более амбициозный и совершенно невыполнимый проект», - считает вице-мэр.

Источники: использованы материалы Информационного центра правительства Москвы, газеты «Время Новостей», интернет-издания «Утро.ру».