Закон "О связи": дебаты продолжаются
Дебаты вокруг закона «О связи» не утихают. Вчера в Совете Федерации (СФ) прошел круглый стол, посвященный этой теме. Консенсус достигнут не был: сенаторы и представители многочисленных ассоциаций операторов связи рассказывали о том, насколько ужасен этот закон и что в него обязательно надо вносить серьезные изменения. Мининформсвязи же считает эти дискуссии пройденным этапом и предлагает лучше думать о том, как жить с существующим законом. «Стоит ор операторов связи, который министерство и ряд крупных компаний не хотят замечать, пояснил цель круглого стола председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников. А мы, как законодатели, не можем на него не реагировать». «Год назад Владимир Путин критиковал нас, парламентариев, за то, что мы принимаем законы, но не участвуем в их дальнейшей жизни, добавил глава другого комитета СФ, по экономической политике, предпринимательству и собственности, Оганес Оганян. Мы намерены изменить это положение вещей».
«Я хочу обратиться к присутствующим: а что мы, собственно, сейчас обсуждаем? заявил глава общественной организации „За реформу связи“ Леонид Маевский.
«В результате отрасль связи сейчас живет не по закону, а по понятиям, подытожил Леонид Маевский. Если министерство в состоянии принимать только по 4 подзаконных акта в год, то давайте тогда внесем поправку в закон, которая отсрочит вступление его в действие на 8 лет». Глава правового управления Мининформсвязи Михаил Якушев возразил: «Сроки принятия нормативных актов не были лимитированы. И вообще, такого не бывает, чтобы ко времени вступления закона в силу были приняты все нормативные акты».
Одно из наиболее спорных положений закона «О связи» это универсальная услуга, которая призвана решить проблему нетелефонизированных населенных пунктов. «Наша организация объединяет небольших операторов, которые, тем не менее, проделывают огромную работу по телефонизацию страны, заявил председатель совета директоров Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Вершинин. И, по нашему мнению, телефонизация это не задача операторов, а задача государства, которое должно решать ее принятием соответственных госпрограмм (как, например, это делается с процессом информатизации). Более того, мы считаем проблему телефонизации преувеличенной, ведь в большинстве нетелефонизированных населенных пунктов уже есть сотовая связь». Соответственно, полагает
Но еще большие споры, чем собственно универсальная услуга, вызывает фонд универсальной услуги, в который все операторы должны будут перечислять определенный процент от своей выручки. «Фактически, отчисления в фонд универсального обслуживания являются налогами, однако в Налоговом кодексе они не прописаны, говорит Оганес Оганян. Кроме того, процесс расходования этих средств не будет контролироваться парламентом, что противоречит не только Налоговому, но и бюджетному кодексу». С этим мнением не согласился консультант некоммерческого партнерства «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (ЦИПРТ, структура холдинга «Связьинвест») Юлий Нисевич: «Отчисления в фонд универсального обслуживания не являются налогом, потому что налоги собираются в пользу государства, тогда как эти отчисления собираются в пользу самих же операторов, чтобы потом компенсировать им убытки от оказания универсальных услуг связи».
Еще одна, не менее острая проблема это сфера регулирования связи. «Закон создает монополиста в лице Мининформсвязи, которое регулирует все „телодвижения“ на рынке, пришел к неутешительному выводу заместитель гендиректора сотового оператора СМАРТС Вячеслав Антонов. Вследствие этого закон тормозит развитие связи, создавая благоприятные условия работы лишь для узкого круга приближенных к министерству операторов». Выходом из этой ситуации
«Еще хуже, по сравнению с законом „О связи“, являются поправки к нему, которые вступят в действие с 1 января 2005 года, продолжил
Представители Мининформсвязи, в свою очередь, считают, что никакого единого регулятора в отрасли связи не существует, а его функции разделены между самим министерством, Россвязьнадзором и Федеральным агентством по связи. Что же касается Государственной комиссии по радиочастотам, отмечают в министерстве, в её состав и так входят представители 15 различных ведомств.
Участники круглого стола говорили и о либерализации рынка. «Надо исходить из потребностей абонентов. А абоненту необходимо иметь право выбора оператора связи, чьими услугами он будет пользоваться через абонентскую линию», заявил исполнительный директор Приволжской Ассоциации электросвязи Алексей Клюев, приведя при этом пример местного монополиста «Волгателеком», с которым ассоциации приходится постоянно судиться по этому поводу. В Мининформсвязи считают, что новый закон «О связи» вместе с рассматриваемыми сейчас подзаконными актами к нему как раз и должен справиться с задачей либерализации рынка. Впрочем, многие из выступавших считают, что проблема присоединения сетей альтернативных операторов к сетям монополистов так и не осталось до конца решенной. «Несмотря на то, что связь по своей природе является двунаправленной, за присоединение сетей должен платить только один из участников тот, кто присоединяет свою сеть к сети существенного оператора. Но это несправедливо, ведь в обмене трафика заинтересованы обе стороны», считает Владимир Вершинин.
Продолжая тему либерализации, Михаил Якушев отметил, что число видов лицензий будет сокращено вдвое до 26. Представители операторов поддержали данное изменение, но добавили, что необходимо дальнейшее сокращение списка лицензий. А Оганес Оганян отметил странную, на его взгляд, деталь: «Хотя лицензии накладывают на лицензиатов массу требований, они не гарантируют получения необходимых ресурсов. Так, на конкурсах по распределению ограниченного ресурса те, кто обладает лицензиями, и те, у кого их них нет, равноправны».
В ходе круглого стола прозвучали призывы и к ослаблению регулирования распределения номерной емкости. «Закон исходит из ограниченности ресурса номерной емкости, говорит
Подводя итог заседанию, представители Мининформсвязи заявили следующее: «Все, что мы сегодня слышали, обсуждалось еще при принятии закона „О связи“. В конце концов, закон был принят, а, значит, баланс интересов был соблюден. Так что давайте мы не будем трогать закон, а будем двигаться вперед и обсуждать, как нам можно лучше работать с этим законом». Некоторый компромисс предложил юрисконсультант ЦИПРТ Виталий Мозолев: «Я согласен, что лучше иметь закон прямого действия. Поэтому давайте будем обсуждать не сам закон, а нормативные акты к нему, а после их принятия включать их в текст закона».
Однако сенаторы дали понять, что они настроены решительно. В частности, Валентин Завадников произнес достаточно эмоциональную реплику в адрес Мининформсвязи: «Вы живете с
Тем временем, Конституционный суд отклонил запрос группы депутатов Совета Федерации о проверке конституционности некоторых положений закона «О связи».
Основанием для отказа в принятии запроса послужило несоблюдение правила о минимальном количестве депутатов, от имени которых подается запрос.