Разделы

Бизнес Финансовые результаты Телеком Контент Мобильная связь

Замена гудков на мелодии приносит МТС миллиарды

Услуга замены гудка на мелодию является самой доходной из брендированных контент-сервисов МТС: в прошлом году оператор заработал на ней 3,5 млрд руб. При этом треть продаж обеспечивают стартовые пакеты ряда тарифных планов, покупателям которых автоматически подключают данную услугу.

МТС заработала в 2012 г. 3,52 млрд руб. на услуге Ring Back Tones (RBT), позволяющей абоненту заменить стандартные гудки ожидания ответа музыкальной композицией. Об этом говорится в составленной МТС презентации по развитию RBT (имеется в распоряжении CNews). Минимальная месячная выручка от услуги Good’ok (так в МТС называется RBT-сервис) была достигнута в феврале - 262 млн руб., максимальная – в июле - 321 млн руб.

При этом, согласно таблице доходов от брендированных контент-услуг МТС за 2011 г. (также имеется в распоряжении CNews), RBT с выручкой в 3 млрд руб. была самым доходным сервисом. На втором месте - сервис «МТС-Инфо» (доступ к информации через SIM-меню) с 1 млрд руб., на третьем - программа разделения доходов от продаж контента пользователям мобильного интернета (WAP и GPRS) с 600 млн руб. Далее идут портал для пользователей мобильного интернета «МТС-Пульс» (400 млн руб.), программа покупки контента в кредит (200 млн руб.) и «Учись с МТС» (70 млн руб.).

В МТС не стали комментировать эти данные, но подтвердили, что RBT – самая доходная из брендированных услуг.

74% от общей выручки, полученной от RBT в 2012 г., составила плата за продление ранее купленных мелодий, а 23% пришлись на покупку новых (остальное в основном приходится на подарки).

Большую часть продаж RBT (36%) составляют композиции из стартовых пакетов: покупателям SIM-карт с рядом тарифных планов (Red Energy, «Супер МТС», «Гостевой») услуга Good’ok активируется автоматически. При этом многие абоненты, приобретя SIM-карту и не разобравшись со всеми условиями, продолжают пользоваться RBT без явного на то желания.

Весной прошлого года МТС рассматривала возможность исключения RBT из стартовых пакетов, однако правообладатели выступили резко против. В письмах, направленных в МТС такими компаниями, как Sony Music, Universal Music, «Первое музыкальной издательство» (копии писем имеются в распоряжении CNews), предупреждалось, что в случае снижения уровня получаемых ими отчислений от продаж музыки принадлежащие им музыкальные каталоги будут сняты с витрин оператора.

Еще 26% в общем объеме продаж RBT - это мелодии из «музыкальной шкатулки» (услуга МТС, позволяющая абоненту проигрывать для звонящего ему собеседника наугад одну из нескольких предустановленных мелодий). 11% мелодий – это собственный контент от агрегатора услуги (до этого года им был «Информ-Мобайл»).

На покупки же абонентом конкретных композиций приходится 24% от общего числа RBT-мелодий, еще 3% - это шутки и приколы.

Как упорядочить деловые коммуникации и выиграть до 20% рабочего времени
Цифровизация

Таким образом, 73% от общих продаж RBT в МТС составляет контент, предоставляемый оператором или агрегатором по умолчанию. И лишь 27% - это контент, который непосредственно покупает сам пользователь. Подобного рода ситуация, согласно презентации, не устраивала МТС. А в начале этого года обслуживание RBT было передано компании «Стрим», которая, как и МТС, контролируется АФК «Система».

Крупные правообладатели вновь пригрозили «бунтом»: у большинства из них эксклюзивные контракты на продажу RBT-мелодий абонентам МТС заключены с афилированной с «Информ-Мобайл» компанией «Интерактив». Ситуация грозила потерей большого числа мелодий для абонентов МТС, но в итоге «Стрим» стал закупать права у «Интерактива» как у субподрядчика, а «Информ-Мобайл» продолжил сотрудничество с МТС по другим проектам.

Также, как говорится в презентации, МТС разработала целый ряд шагов для увеличения продаж RBT. В частности, планируется интеграция с CRM-системой оператора (хранит сведения об абонентах). Это позволит осуществлять ротацию контента при обращении абонента к голосовой RBT-витрине и проводить таргетированные USSD-рассылки по данной теме. Другое планируемое нововведение - запуск iOS- и Android-приложений, которые позволят пользователю самому записывать RBT.

Еще одна идея - создание на веб-портале услуги внутреннего «комьюнити», которое позволит одному пользователю просматривать мелодии другого, дарить RBT друг другу, ставить «лайки» и т.д. Запланирован и целый ряд маркетинговых активностей: бесплатное подключение услуги на 14 дней с автоматическим платным продлением; покупка двух мелодий по цене одной; проведение тематических акций, приуроченные к праздникам (8 марта, День России, День знаний и т.д.) и различным музыкальным фестивалям.

Максим Чудновский, «СберТех»: Внедрение корпоративной сервисной шины данных позволило сократить время вывода продукта в 10 раз
Бизнес

За счет таких нововведений МТС, согласно презентации, надеется по итогам нынешнего года увеличить долю музыкального контента, непосредственно выбранного пользователями, в общих продажах RBT до 45%. Еще 5% останется за шутками и приколами. Доля продаж контента из стартовых пакетов снизится до 30%, оставшиеся 20% будут за «музыкальной шкатулкой».

В МТС содержимое презентации и цифры не комментируют, но подтверждают наличие у компании вышеупомянутых планов по продвижению RBT.

Игорь Королев