Разделы

UEC Маркет

Западные эксперты обвинили Россию в падении продаж смарт-карт

Лондонская аналитическая компания ABI Research выяснила, что в этом году поставщики смарт-карт для госсектора продают куда меньше смарт-карт, чем в предыдущем. Причиной этому является то, что одни страны уже завершают свои проекты внедрения е-паспорта, а другие, напротив, затягивают и откладывают реализацию. Россия, по мнению ABI Research, входит в четверку «отстающих».

Как подсчитали британские аналитики, к концу 2013 года правительства мира в совокупности приобретут более 435 млн. электронных паспортов, медицинских полисов и иных видов смарт-документов. От результатов 2012 года эта цифра отстала на 6 млн. Аналитики полагают, что основных причин тому может быть две.

В первую очередь рынок е-паспортов страдает от того, что правительства ряда стран, заявивших о планах по внедрению смарт-карт, в течение всего 2013 г. откладывают реализацию своих проектов. В число стран, где широкомасштабное внедрение е-паспортов и иных электронных документов отложено или движется крайне медленно, входят Россия, Бразилия, Польша и Франция, пишет ABI Research.

Во всех четырех странах на очереди стоят крпуные нацпроекты внедрения смарт-карт: в Бразилии это новое поколение е-паспортов Registro de Identidade Civil, в Польше - национальный е-паспорт с электронным чипом, во Франции - электронное водительское удостоверение, а в России - электронный паспорт на базе УЭК. Напомним, что в сентябре 2013 г. Правительство РФ решило отложить старт обязательной выдачи е-паспортов на январь 2015 г.

Эта и другие проволочки 2013 года продемонстрировали «чувствительность рынка к задержкам проектов», заявляет ABI Research. Аналитики полагают, что основная причина, по которой государства откладывают внедрение е-паспорта - чрезмерная амбициозность подобных проектов.

По наблюдениям ABI Research, откладываются, в первую очередь, проекты мультифункциональной карты, которая может заменить собой сразу ряд бумажных документов, а также обеспечить гражданина услугами электронного правительства. Именно такую цель и преследует российская УЭК, которая в перспективе сможет использоваться и как паспорт, и как транспортная карта, и как электронный кошелек.

Правительства недооценивают сложность реализации подобных проектов, считают британские аналитики. Электронный документ, оснащенный чипом, на котором содержится большое число разнообразных приложений и данных, разрабатывается долго, стоит недешево, и это неминуемо ведет к проволочкам во внедрении, от которых, в свою очередь, страдает рынок.

Алексей Котов, OpenYard: Партнерские привилегии в нашей программе стали понятнее и четче
Бизнес

Виноваты в снижении продаж смарт-карт в текущем году, по мнению ABI Research, оказались не только «отстающие» государства, но и «движущиеся по графику». Второй причиной падения объемов поставок аналитики назвали тот факт, что часть стран, являющихся клиентами индустрии е-карт, уже завершают внедрение своих электронных документов.

Это, в первую очередь, Германия и Индонезия, которые в этом году заканчивают внедрение национального е-паспорта. Большая часть закупок в рамках этих двух проектов была произведена в 2012 году; в 2013 г. докупаются остатки. В результате, объем поставок в эти страны снизился на 5 и 24 млн. шт. соотвественно, пишет компания.

Иронично, что коллеги ABI Research по другую сторону Атлантики чуть менее месяца назад назвали Россию перспективным рынком смарт-карт. Американская компания TechNavio в ноябре 2013 г. опубликовала прогноз на 2012-2016 г., в котором заявила, что в РФ вскоре ожидаются масштабные поставки бесконтактных электронных документов.

Любовь Касьянова