Как спасти российский бизнес от кибератак
24.05.2021
Почему бизнес плохо справляется со сложными киберугрозами
Создание стратегий защиты от сложных угроз никогда не было простым занятием, но сейчас оно максимально затруднено. ИТ-инфраструктуры компаний на фоне стремительной цифровизации увеличиваются очень серьезными темпами, расширяя вслед за собой и потенциальную поверхность атаки. При этом рынок стал настолько разношерстным, что создание унифицированного подхода к построению защиты практически невозможно. У разных компаний — разный уровень навыков в области ИТ-безопасности, разные ресурсные базы, разные размеры, сферы деятельности и влияние на рынке. В зависимости от последних пунктов меняются и типы злоумышленников, и применяемые ими способы проникновения, и, конечно, требования регуляторов.
Понятно, что противодействовать сложным угрозам с помощью одного только коробочного ПО нельзя. Нужны, во-первых, действительно качественные ИБ-инструменты для закрытия потребностей как в передовой защите, так и в соответствии требованиям регуляторов, а также актуальные данные об угрозах, а во-вторых — нужны внутренние ИБ-эксперты для получения максимальной эффективности при эксплуатации этих решений и для возможности сражаться наравне с современными киберпреступниками. И тут компании снова сталкиваются с проблемами: рынок специалистов в области информационной безопасности — традиционно дефицитный как на кадры, так и на экспертизу.
Какие цели в ИБ преследует бизнес
- устранение репутационного и финансового ущерба от целевых и APT-подобных атак;
- соответствие требованиям регуляторов;
- создание стратегии в области информационной безопасности, позволяющей работать с рисками проактивно;
- разработка методик в области эффективного реагирования на инциденты;
- унификация ИБ, отказ от разрозненных, несовместимых друг с другом ИБ-систем;
- преодоление дефицита сотрудников, занимающихся ИБ.
Эти факторы не помогают компаниям противодействовать сложным атакам извне. Ключевыми их последствиями, влияющими на периодичность возникновения киберинцидентов, эксперты называют запоздалое внедрение защитных решений, неэффективные подходы к реагированию на инциденты из-за использования разрозненных решений и отсутствия общей картины происходящего, а также отсутствие экспертной поддержки ИБ-специалистов извне, особенно в условиях недостатка практических навыков разрешения действительно крупных проблем. Поэтому совсем не редки ситуации, когда инцидент уже происходит, а понимание того, что с этим делать, отсутствует.
Опрос*, проведенный «Лабораторией Касперского», показывает, что в 2020 г. средний объем финансовых потерь компании после киберинцидента, связанного с утечкой данных, хоть и снизился, но все равно остается выше миллионной отметки, составив $1,092 млн. Не удивительно, что на этом фоне растут инвестиции в бюджеты на информационную безопасность.
Согласно данным опроса, на увеличение влияют такие факторы как возросшая сложность ИТ-инфраструктуры (на глобальном уровне так ответили 43% участников опроса, в котором можно было выбирать несколько вариантов, в России и СНГ — 50%), недостаточные навыки офицеров по кибербезопасности (41% — в мире и 37,9% — в России и СНГ), желание топ-менеджеров усилить защиту организации (34% и 34,5%), требования регуляторов (31% и 37,9%) и расширение бизнеса (30% и 25,9%).
При этом основной головной болью топ-менеджмента компаний остаются защита данных (этот вариант ответа глобально указали в 59% компаний, в России и СНГ — 70%) и еще 42% обеспокоены недостаточной осведомленностью штата на тему ИБ (59% — в России и СНГ).
Быстрая цифровая трансформация усугубила положение департаментов ИБ
До недавнего времени многие компании считали наилучшим вариантом обеспечения безопасности внедрение только базового фундамента ИБ с последующими точечными усилениями без комплексного подхода.
В современном мире экстренной цифровизации такой подход пагубно сказывается на информационной безопасности. Методику, которая помогает определиться с тем, что именно и когда нужно внедрять бизнесу в интересах ИБ, разработали в «Лаборатории Касперского». Там для наглядности разделили продуктовый портфель на 3 уровня, характеризующие уровни защиты — Kaspersky Security Foundations (основа безопасности для всех типов компаний), Kaspersky Optimum Security (оптимальная защита для малого и среднего бизнеса от передовых угроз) и Kaspersky Expert Security (экспертная защита среднего и крупного бизнеса от сложных угроз и целевых атак).
Решения базового уровня становятся основой безопасности, они способны в автоматическом режиме блокировать почти все массовые и даже часть более продвинутых угроз без привлечения ИБ-специалистов вообще. На этом уровне защищают в первую очередь рабочую инфраструктуру — компьютеры, серверы, мобильные устройства, почту, данные.
Наличие фундамента повышает эффективность остальных двух уровней, на которых ведется работа с угрозами, прошедшими через первичное сито. Понятно, что успешность атаки нередко определяется технологичностью используемых в ней инструментов, поэтому многим небольшим компаниям хватит и фундаментальных решений, развивающиеся предприятия с расширяющейся ИТ-инфраструктурой заинтересуются оптимальной защитой для среднего бизнеса, но крупным корпорациям придется дойти до Kaspersky Expert Security.
Почему?
Компании от серьезных киберпреступников спасают ИБ-таланты, а не только технологии
В «Лаборатории Касперского» считают, что современные подходы к кибербезопасности должны стоять на трех китах: правильном оснащении сотрудников ИБ-департаментов, их обучении и информировании, а также поддержке.
Первый критерий подразумевает предоставление всего необходимого инструментария для ИБ-специалистов, причем эти решения должны максимально разгружать сотрудников от рутины, закрывая в автоматическом режиме максимальное количество вопросов с минимальным вовлечением человека. Второй критерий — про информированность об актуальных угрозах и интеллектуальную готовность офицеров по информационной безопасности противостоять совсем не глупым киберпреступникам, которые также берут на вооружение все самые последние разработки. И, наконец, третий критерий напрямую связан с упомянутой выше проблемой недостаточной квалификации или отсутствия положительного опыта поведения в действительно критических ситуациях. Внешний эксперт или группа экспертов, возможно, смогут не просто минимизировать последствия инцидента, но и свести их к нулю.
Какие ключевые решения и сервисы доступны на уровне Kaspersky Expert Security
Эффективное оснащение: Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform (KUMA), Kaspersky Endpoint Detection and Response (KEDR), Kaspersky Anti Targeted Attack Platform (KATA). Эти мощные решения классов SIEM, EDR и XDR соответственно, помогают отражать кибератаки практически любого уровня сложности, а также помогают соответствовать требованиям действующего законодательства.
Своевременная осведомленность: Kaspersky Threat Intelligence, Kaspersky Cybersecurity Training. Сотрудники ИБ-департаментов получают доступ к актуальным и достоверным данным о самых современных угрозах. Тренинги при этом позволяют отточить знания специалиста в вопросе анализа вредоносного ПО, реагирования на инцидент и пр.
Экспертная поддержка: Kaspersky Incident Response, Kaspersky Managed Detection and Response, Kaspersky Security Assessment. Эти сервисы помогают оценить уровень защищенности организации и компрометации, а также предоставить рекомендации по устранению недостатков. Кроме того, бизнесу доступна оперативная помощь от сотрудников «Лаборатории Касперского» по реагированию на инциденты и сервис управляемой защиты MDR.
О новом подходе рассказали на Kaspersky Security Day 2021
О новой логике построения действительно эффективной системы защиты от сложных атак, о новых ИБ-трендах, а также о роли конкретных решений в конкретных ситуациях говорили участники традиционной практической ИБ-конференции Kaspersky Security Day, которая в этом году проходила в гибридном формате. Евгений Касперский и ведущие ИБ-эксперты обсудили актуальные угрозы и способы борьбы с ними, конкретные технологические сценарии, позволяющие решать самые сложные задачи в сфере информационной безопасности.
Платформа конференции продолжает свою работу и в дополнение к доступу к презентациям и записям выступлений спикеров предлагает посетить виртуальные комнаты, где можно детальнее ознакомиться с решениями «Лаборатории Касперского», посмотреть демонстрации и поучаствовать в опросах.
Посетить виртуальные комнаты и посмотреть запись выступлений можно по ссылке.
*Опрос «Информационная безопасность бизнеса» проведен «Лабораторией Касперского» в июне 2020 г. В нем приняли участие 5 266 ИТ-специалистов из 31 страны, включая Россию.