Вызовы и особенности отрасли

Цифровые технологии сегодня проникают буквально во все сферы экономики и отлично продаются. Но, несмотря на растущий спрос, продвижение ИТ-компаний все еще кажется не самым простым занятием.
Во-первых, из-за специфики цифровых решений и услуг, их не всегда удается описать доступным для всех потенциальных потребителей языком или ярко проиллюстрировать. 

Во-вторых, количество ИТ-компаний на российском рынке за последнее время значительно увеличилось. Соответственно,выросла конкуренция: каждый участник рынка пытается предложить лучшие решения, услуги, уровень сервиса и техподдержки. Также  работодатели активно ищут высококвалифицированных специалистов.
В условиях такой гиперконкуренции важно донести свой месседж до аудитории, которая находится в условиях колоссальной насыщенности информационного фона.

Усложняет ситуацию то, что компании разрабатывают все более комплексные продукты и услуги, ценностность которых также требуется представлять на рынке. Циклы закупок тем временем удлиняются — об этом все чаще сообщают руководители ИТ-компаний. Тенденция связана как с перестройкой логистических цепочек, которая тянется с 2022 года, так и с ростом числа поставщиков, усложнением продуктов и услуг и привлечением большего числа заинтересованных сторон — например, интеграторов, консультантов и т.д. 

Стратегический креатив

При таких вводных очевидно, что подход к маркетингу у ИТ-компаний должен быть как минимум нестандартным, чтобы привлечь внимание к своим цифровым продуктам и расширить воронки продаж.
Поэтому крупные игроки отрасли все чаще делают ставку на креативные подходы в маркетинге, предлагая своим клиентам, партнерам и сотрудникам нестандартные и уникальные активности. Такая стратегия позволяет привлечь внимание к бренду и сформировать у потребителей эмоциональную связь с ним.

Выход на «Орбиту»

Яндекс открыла в московском саду Эрмитаж летнее пространство для коворкинга Орбита Яндекс 360

Один из методов креативного маркетинга представляет собой обустройство временной или постоянной брендированной зоны — она может находиться в пространстве партнеров, в торговых центрах или общественных местах. Считается, что это эффективный инструмент прямого взаимодействия с аудиторией — локация позволяет выставить продукт компании в наиболее выгодном свете или представить его по-новому, если он уже хорошо известен.

В качестве примера можно привести компанию «Яндекс», которая недавно открыла в московском саду Эрмитаж летнее пространство для коворкинга «Орбита Яндекс 360». Здесь фрилансеры могут не просто с удобством поработать, но и получить доступ к экосистеме сервисов — воспользоваться «Яндекс.диском», «Яндекс.почтой» и «Телемостом».

Локация доступна всем жителям города, вход бесплатный, а ИТ-зона коворкинга работает в формате опен-спейс. Гостям здесь могут оказать небольшие услуги: так, для оцифровки документов и фотографий на «Орбите» доступен лидар-сканер, а сотрудники «Яндекса» помогают вам воспользоваться функцией «Красивый адрес», которая позволит переехать со старого неактуального адреса на более официальный.

В нерабочее время в пространстве проводятся тематические мероприятия — выступления и шоу-кейсы по искусству, литературе, урбанистике, моде, фотографии и, конечно, ИТ-технологиям. Программу ивентов Яндекс подготовил в сотрудничестве с Университетом креативных индустрий Universal University, Московским музеем современного искусства (ММОМА) и культурным проектом Bigcity.art.

«Проектом Орбита Яндекс 360 мы наглядно показываем, что технологии способны прикладным образом сделать лучше каждый день, помогая в рутине, — объяснили CNews представители «Яндекса». — Мы хотели на простых примерах в точке проекта от каждого сервиса оставить позитивный опыт и материальный носитель этой пользы». 

Проект помогает пользователям примкнуть к экосистеме виртуальных сервисов, обеспечивая полное погружение в пространство за счет нестандартного формата.

«Искать новые заходы в продвижении своего продукта — это не дань моде или следование за трендами. Альтернативный способ коммуникации, способ находить новые точки соприкосновения со своей аудиторией и умение нестандартно использовать работающие инструменты в продвижении — фундаментальная практика для бизнеса. Подобные проекты растят знание бренда, помогают выстраивать коммуникацию с текущими и потенциальными клиентами и партнерами», — уверены в компании.

Подробности на сайте проекта.

Сила стихии и ветра как стратегический партнер бизнеса

Компания «КРОК» трансформировала яхт-спот в Строгино в центр притяжения ИТ-специалистов и предпринимателей

Еще один способ повысить узнаваемость бренда – объединить ресурсы, активы и средства с другими компаниями. Из кейса выше очевидно, что «Яндекс» сделал ставку в том числе и на этот подход, когда привлек к сотрудничеству музеи и творческие вузы.

Но чтобы выделиться среди конкурентов, нужна уникальная концепция. Как это сделала, например, ИТ-компания «КРОК»: в рамках сквозной коллаборации с парусным комьюнити «Сила ветра» она трансформировала яхт-спот в Строгино в центр притяжения ИТ-специалистов и предпринимателей.

«В рамках стратегического партнерства 2023 «КРОК» с крупнейшим парусным комьюнити «Сила ветра» мы сравниваем управление компанией и управление парусной яхтой. Сила ИТ для бизнеса − это парус, который помогает использовать силу стихии, брать правильное направление и держать курс в меняющихся условиях, – заявляет директор по маркетингу компании «КРОК» Елена Волковская. — «КРОК» — технологический партнер, который с помощью силы ИТ помогает клиентам управлять ветром — штормовым, ураганным, тайфунным, — страхует от последствий шквальных порывов и, конечно, поддерживает бизнес, когда он наслаждается легким бризом».

Кроме яхт с зелеными парусами (цвет фирменного стиля компании) и брендированными флагами на пирсе компания «КРОК» также установила устойчивый высокоскоростной wi-fi на всём пространстве яхт-спота и развернула инфраструктуру для комфортной и приятной возможности поработать с видом на воду. Так спот преобразился в оригинальную площадку для коворкинга и нетворкинга специалистов и руководителей не только из ИТ-отрасли, но и из совершенно разных сфер бизнеса.

Такой подход не только повысил узнаваемость бренда среди широкой аудитории и представил концептуально новый формат коммуникации с клиентами и заказчиками компании, но и положительно повлиял на тимбилдинг стороны-организатора: сотрудники «КРОК» собрали собственную команду и уже занимают ведущие места в соревнованиях в регатах.

В итоге, все это лето и до середины сентября спот в Строгино стал центром притяжения для клиентов, партнеров и сотрудников компании «КРОК». Они приезжают сюда за концептуально новым опытом деловой активности, нетворкинга и тимбилдинга, и при этом еще получают мерч из эксклюзивной линейки «Силы ИТ», который идеально подходит для покорения стихии в самых стильных образах.

Поэтому, коллаборации с компаниями, с которыми у ИТ-игрока есть схожие интересы, помогают достичь большего с точки зрения маркетинга эффекта, чем если бы он действовал самостоятельно. А в случае с креативной инициативой «КРОК» мы видим, что коллаборация с комьюнити «Силы Ветра» существенно затронула не только маркетинговые, но и коммуникационные, и HR результаты компании.

Подробности на сайте проекта.

Космический PR-полет

Также достаточно эффективно  коллаборации работают, если компания «партнерится» с представителем необычной для себя сферы, идет в принципиально новое направление — это обеспечивает wow-эффект и позволяет серьезно расширить базу партнеров и клиентов.

Наглядная иллюстрация такого подхода – анонсирование ИТ-холдингом Т1 запуска в космос первой в России частной ракеты. Проект выглядит как оммаж основателю Tesla Илону Маску, и  обеспечил Т1 лавинообразный и хайповый рост упоминаний в медиапространстве, причем как российском, так и зарубежном.

Разумеется, «космическим» проектом Т1 занимается не в одиночестве, а в партнерстве с российской космической компанией SR Space — стороны  подписали соглашение о сотрудничестве на на ПМЭФ 2023. Запуск ракеты запланирован на конец этого года. Предполагается, что при запуске  будет проведен эксперимент по передаче информации с помощью технологии Интернета вещей (IoT) на беспилотный летательный аппарат, который позволит проверить возможности по управлению беспилотниками с использованием космической инфраструктуры.

Экспертизу холдинга используют для подготовки полета и последующей обработки полученных данных. Так, система инженерного анализа САЕ будет протестирована  для моделирования аэродинамических и тепловых нагрузок, действующих на ракету на всей траектории полета –  как до полета, так и для его обсчета по результатам. Заявлено также, что применение вычислительных мощностей T1 Cloud должно ускорить проведение сложнейших трехмерных аэродинамических и тепловых расчетов.

«Возможность осуществить вместе с партнером первый в России частный запуск ракеты в космос станет важной проверкой для Т1 как крупнейшего технологического холдинга, – уверен представитель холдинга Т1. – Наше сотрудничество с SR Space ускорит развитие частной космонавтики в стране и упростит доступ к космическим технологиям и услугам на их базе для малых и средних компаний».

Подробности на сайте проекта.

Корпоративный забег

Фото забега RUNIT

Несмотря на тотальный переход компаний в диджитал, офлайн-мероприятия – все еще один из лучших инструментов для роста узнаваемости бренда. Они вызывают особый интерес у потенциальных клиентов и партнеров.

К примеру, для своих партнеров и сотрудников в Измайловском парке в Москве интегратор digital-решений Agima организовывает крупнейший спортивный фестиваль спорта и ИТ — RUNIT. На площадке собирается около двух тысяч бегунов, каждый из которых работает в ИТ-отрасли. Выйти на марафон может любой: новичкам доступны дистанции в 3 и 5 км, более опытным участникам — 10 и 25 км. Есть командный зачет, эстафета и даже детский забег для детей сотрудников.

«Движение — вот что объединяет бег и ИТ, — уверены представители Agima. — В этих сферах нельзя стоять на месте, тебя всегда могут обогнать на повороте. Более того, бег помогает ИТ-специалистам снимать стресс, а современные технологии делают спорт доступнее и привлекательнее».

В то же время мероприятие носит корпоративный характер.  Считается, что так формируется спортивный дух «в цеху», и это позволяет ИТ-специалистам из разных компаний знакомиться друг с другом и обмениваться опытом, формировать партнерские и дружеские связи. На лояльность сотрудников по отношению к работодателю это также влияет — что немаловажно, учитывая кадровый дефицит в отрасли и «текучку».

Подробности на сайте проекта.

Событийный маркетинг и HR-инициативы

VK запустила в московском парке «Зарядье» выставку «Искусство данных»

Похожим образом поступила VK, запустившая в московском парке «Зарядье» выставку «Искусство данных» — совместно с галерей цифрового искусства Generative Gallery и комитетом по туризму города Москвы. Инфоцентр «Зарядья» стал пространством для работ молодых медиахудожников из разных регионов страны.

«Я считаю, что ИТ и сфера креативных технологий тесно связаны, — рассказала CNews руководитель креативных индустрий VK Гранислава Артемьева. — Обе индустрии требуют постоянной генерации идей и продуктов. Появляются новые направления: цифровая мода, цифровое искусство, генеративные нейросети, и нам интересно пробовать новое и задавать тренды в этой индустрии. В 2022 году VK запустила "Простор" — открытую креативную платформу для создателей контента. Наша задача — дать возможность талантливым творцам заявить о себе с помощью современных цифровых инструментов». 

В этом году компания провела второй сезон образовательной программы для креаторов, где они обучались практическим навыкам по пяти направлениям: дизайн, веб-сериалы, медиаарт, музыкальное видео и цифровая мода. Одно из направлений «Простора» — медиаарт, в рамках которого была запущена выставка.

Выставка «Искусство данных» посвящена дата-арту, который берет за основу массив данных и визуализирует его теми или иными абстрактными средствами. Художники могли сами выбрать информацию, которую хотели перевести в графический язык.

Еще одной креативной HR-инициативой в духе сериала «Силиконовая долина» может похвастаться «Яндекс». Компания объявила об открытии в Москве «айтиобщаги» для стажеров из других городов — это хостел с умными комнатами, коворкингом, видеоиграми, кинотеатром, кафетерием и нейромузыкой. По вечерам и выходным в хостеле будут проходить неформальные встречи с сотрудниками «Яндекса» за чаем и пиццей на кухне.

Проект кажется отличным инструментом по привлечению в компанию молодых талантливых специалистов из других регионов России на фоне кадрового голода. В 2023 г. «Яндекс» ждет у себя больше двух тысяч стажеров.

«Большинство стажерских вакансий — в Москве, где расположены самые крупные офисы "Яндекса". В регионах много талантливых ребят, и мы всегда оплачивали им дорогу и проживание в столице на время стажировки. Но нам хочется, чтобы стажерский хостел был не просто местом, куда приходят поспать. Хочется, чтобы он отвечал духу "Яндекса" — был уютным, умным и технологичным», — объясняет руководитель службы по работе с молодежью в «Яндексе» Марина Максимова.

Подведем итог

Инвестирование в новые для себя направления и ниши — ключевой момент для технологических компаний, желающих удержать своих сотрудников и нарастить пул клиентов и партнеров. Несмотря на то, что этот процесс может быть рискованным, он способен принести огромную выгоду в виде развития новых компетенций и приобретения новых знаний. Сделав ставку на креативные маркетинговые стратегии, компания может привлечь новую аудиторию, повысить продажи и укрепить свой бренд на долгую перспективу. В конечном итоге, такие инвестиции могут оказаться ключевым фактором успеха компании в будущем.